Программирование и IT
PHP
iOS
C++
C#
GIT
IoT
Lua
XML
SAP
API
Маркетинг
SEO
SMM
Дизайн
NFT
Управление
MBA
Для детей
Здоровье и красота
Онлайн-магистратура

Курсы по базам данных SQL

  • Предлагаем 88 курсов по базам данных SQL от ведущих онлайн-школ
  • Стоимость: от 0 до 362000 руб
  • Цены, рейтинги, отзывы и промокоды на курсы обучения по базам данных SQL
1403+
 вакансий размещено
141 848
 средняя зарплата
Алгоритм расчета рейтинга

Всего курсов: 88
Обновлено: 06.07.2025
Фильтры
Фильтры
Всего курсов: 88
Обновлено: 06.07.2025
1 месяц
Выбор редакции
Выдача сертификата
Промокод на -15%
Цена на сайте школы:
27 500
С промокодом от kursfinder -15%
27 500
Рассрочка:
от 2 291 /мес.
Итого:
27 500
15% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
27 500 ₽
От 7 недель
9 августа
Выбор учеников
Выдача сертификата
Онлайн-занятия
Промокод на -5%
Цена на сайте школы:
37 800
Цена со скидкой от школы -45%
20 790
С промокодом от kursfinder -5%
20 790
Итого:
20 790
5% скидка
Промокод "kursfinder5" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder5
от 20 790 ₽ 37 800 ₽
1 месяц
Выбор редакции
Выдача сертификата
Промокод на -7%
Цена на сайте школы:
69 500
Цена со скидкой от школы -40%
41 700
С промокодом от kursfinder -7%
41 700
Рассрочка:
от 2 316 /мес.
Итого:
41 700
7% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
41 700 ₽ 69 500 ₽
Выбор учеников
Выдача сертификата
Промокод на -10%
Цена на сайте школы:
372 545
Цена со скидкой от школы -45%
204 900
С промокодом от kursfinder -10%
204 900
Итого:
204 900
10% скидка
Промокод "Kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
Kursfinder
204 900 ₽ 372 545 ₽
Выдача сертификата
Промокод на -10%
Цена на сайте школы:
279 333
Цена со скидкой от школы -46%
153 633
С промокодом от kursfinder -10%
153 633
Итого:
153 633
10% скидка
Промокод "Kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
Kursfinder
153 633 ₽ 279 333 ₽
Выдача сертификата
Промокод на -5%
Цена на сайте школы:
338 467
Цена со скидкой от школы -60%
135 387
С промокодом от kursfinder -5%
128 617
Итого:
128 617
5% скидка
Промокод "KURSFINDER" необходимо назвать менеджеру по продажам
KURSFINDER
135 387 ₽ 338 467 ₽
8 месяцев
Выдача сертификата
Промокод на -7%
Цена на сайте школы:
159 500
Цена со скидкой от школы -40%
95 700
С промокодом от kursfinder -7%
95 700
Рассрочка:
от 3 987 /мес.
Итого:
95 700
7% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
95 700 ₽ 159 500 ₽
Выдача сертификата
Промокод на -5%
Цена на сайте школы:
160 000
Цена со скидкой от школы -60%
64 000
С промокодом от kursfinder -5%
60 800
Итого:
60 800
5% скидка
Промокод "KURSFINDER" необходимо назвать менеджеру по продажам
KURSFINDER
64 000 ₽ 160 000 ₽
3 недели
Выдача сертификата
Промокод на -5%
Цена на сайте школы:
106 580
Цена со скидкой от школы -60%
42 632
С промокодом от kursfinder -5%
40 500
Итого:
40 500
5% скидка
Промокод "KURSFINDER" необходимо назвать менеджеру по продажам
KURSFINDER
42 632 ₽ 106 580 ₽
1 месяц
Выдача сертификата
Промокод на -7%
Цена на сайте школы:
66 000
Цена со скидкой от школы -40%
39 600
С промокодом от kursfinder -7%
39 600
Рассрочка:
от 3 300 /мес.
Итого:
39 600
7% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
39 600 ₽ 66 000 ₽
1
30 мая 2024
Выдача сертификата
Дистанционно
8 295 ₽ 23 700 ₽
3 месяца
Выдача сертификата
Промокод на -60%
Цена на сайте школы:
88 957
Цена со скидкой от школы -50%
44 479
С промокодом от kursfinder -60%
44 479
Рассрочка:
от 7 413 /мес.
Итого:
44 479
60% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
44 479 ₽ 88 957 ₽
11 месяцев
Выдача сертификата
индивидуальные консультации
Промокод на -3%
Цена на сайте школы:
362 000
С промокодом от kursfinder -3%
351 140
Рассрочка:
от 15 900 /мес.
Итого:
351 140
3% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
362 000 ₽
6 месяцев
Выдача сертификата
116 000 ₽
3 месяца
30 ноября
Выдача сертификата
Онлайн-обучение, практика, итоговый проект
100 000 ₽
3 месяца
Выдача сертификата
Промокод на -7%
Цена на сайте школы:
66 000
С промокодом от kursfinder -7%
61 380
Рассрочка:
от 2 366 /мес.
Итого:
61 380
7% скидка
Промокод "7% за бесплатную часть" необходимо назвать менеджеру по продажам
7% за бесплатную часть
66 000 ₽
Выдача сертификата
60 000 ₽
Выдача сертификата
Промокод на -7%
Цена на сайте школы:
46 000
С промокодом от kursfinder -7%
42 780
Итого:
42 780
7% скидка
Промокод "7% за бесплатную часть" необходимо назвать менеджеру по продажам
7% за бесплатную часть
46 000 ₽
8 100 ₽ 13 500 ₽
8 100 ₽ 13 500 ₽
8 100 ₽ 13 500 ₽
2 месяца
Выдача сертификата
Промокод на -62%
Цена на сайте школы:
91 080
С промокодом от kursfinder -62%
91 080
Итого:
91 080
62% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
91 080 ₽
16 часов
Выдача сертификата
51 000 ₽
от 1 месяца до 4 лет
Выдача сертификата
118 800 ₽
от 2 месяцев
Выдача сертификата
от 6 800 ₽
5 уроков
Выдача сертификата
1 750 ₽
25 116 ₽ 62 790 ₽
4 недели
В любой момент
Выдача сертификата
Видео и лонгриды, задания, кейсы
14 990 ₽
2 месяца
Выдача сертификата
Промокод на -62%
Цена на сайте школы:
46 900
С промокодом от kursfinder -62%
46 900
Итого:
46 900
62% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
46 900 ₽
7 недель
24 000 ₽
Фильтры

Преподаватели

Отзывы о курсах по базам данных SQL

Онлайн магистратура МФТИ и Нетологии
Онлайн магистратура МФТИ и Нетологии
Курс «Аналитик данных» стал настоящей находкой! Программа превосходно организована и ориентирована на всестороннее развитие компетенций начинающего специалиста. Учебный материал охватывает всё необходимое: от фундаментальных аспектов статистики и баз данных SQL до продвинутых инструментов анализа данных на Python (библиотеки Pandas, NumPy), а также качественной визуализации результатов в Power BI и Tableau. Теоретические блоки изложены простым языком, благодаря чему легко усваиваются даже новичками. Практическая составляющая курса выполнена идеально: реальные кейсы и задания позволяют быстро перейти от теории к практике, применять полученные знания в реальных рабочих ситуациях и развивать критическое мышление. Отдельно хочется отметить преподавательский состав — специалисты высокого уровня, способные доходчиво объяснить сложные темы и оперативно отвечать на любые возникающие вопросы.
Читать полностью
Виктория И.
Специалист.ру
Специалист.ру
качественно, профессионально, с отработкой навыков на виртуальной машине
Меня зовут Чертов Борис. Занимаюсь разработкой серверных приложений для реляционных баз данных (Oracle, PostgreSQL). Работаю в компании "Столото". Я прошел в январе 2025 года курс обучения по программе "PGPRO - Возможности Postgres Pro Enterprise 16/13" в Бауманском учебном центре "Специалист" (Москва).
Курс был сделан толково, профессионально, качественно, с отработкой навыков на базе данных, установленной на виртуальной машине. Обучение несомненно подняло мой профессиональный уровень и позволило применить полученные знания в моей работе непосредственно после окончания обучения. Атмосфера обучения была деловой, но в то же время дружелюбной. Обучением очень доволен. По результатам обучения выдано удостоверение о повышении квалификации как в электронном, так и в бумажном виде (регистрационный номер - 250129-89П-К-Р).
Буду рекомендовать курс другим.
Прикладываю фото своего ЛК и списка завершенных курсов в нём.
Читать полностью
bor-cher
Онлайн магистратура РАНХиГС и Яндекс Практикум
Онлайн магистратура РАНХиГС и Яндекс Практикум
О чем не расскажут в рекламе (подробный отзыв)
Этот отзыв я начал писать через полтора месяца после начала своего обучения, чтобы в деталях поделиться своим опытом и проследить, как изменялось мое отношению к обучению и к команде сопровождения Яндекс Практикума (АНО ДПО «Образовательные технологии Яндекса», далее – ЯП).
Перед прочтением отзыва настоятельно рекомендую прочесть «Оферту на оказание образовательных услуг дополнительного образования Яндекс. Практикум для физических лиц». К своему сожалению, я ознакомился с этой информацией через 5 месяцев после начала обучения. Яндекс принудительно ознакомляет с офертой только на заключительном этапе - заполнении данных для получения диплома установленного образца о проф. переподготовке (этот документ доступен, если у вас есть диплом о высшем образовании; во всех остальных случаях выпускник получает сертификат об успешном прохождении курса).
Зачем я начал обучаться? В свои 28 лет я наконец-то решился получить новое образование, но не второе высшее, а в виде проф. переподготовки. До того, как я познакомился с ЯП, я изучал разные ВУЗы по всей стране, которые осуществляют образовательные дистанционные услуги. У Яндекса весьма агрессивная реклама, которая встречается мне и по сей день. Прохождение бесплатного теста на профориентацию (от МГУ и ЯП) помогло мне определиться с направлением. В результатах теста на первых позициях были указаны «Пайтон-разработчик» и «Джава-разработчик». Я выбрал следующее направление в списке - «Бизнес-аналитик» (далее-БА), потому что отдален от программирования. Через полгода при прохождении спринта «Базовый SQL» я еще раз перекрестился и порадовался тому, что не выбрал программирование.
Отдельно хочу подчеркнуть, что вводные бесплатные уроки не дают должного представления, насколько вы со своим типом мышления подходите под ту или иную специализацию. Осознание этого приходит на третьем месяце учебы. Именно тогда из нашей группы перевелись двое студентов которые осознали, что направление БА им не подошло.
Яндекс проводил на тот момент акцию – пройдите вводный урок до указанной даты и получите скидку 15% на весь курс. Максимальную скидку 20% можно было получить вблизи 11.11. (актуальность на 2024 г.).
Курс мне обошелся в 132 600 рублей (ежемесячное списание с карты 16575 рублей на протяжении восьми месяцев). Рассрочка на обучение – это удобно, чем заплатить сразу всю сумму, однако при рассрочке переплата имеется. Если у вас есть возможность на вашей дебетовой карте подключить кешбек за категорию «образование», не пренебрегайте этим.
До начала курса я посмотрел вводный вебинар от ЯП «Востребованные навыки для успешной карьеры: как Практикум делает курсы для вас» - команда мониторит сайты по поиску работы, анализирует рынок труда. И главная мысль в этом всём, что они не создают невостребованные продукты, только актуальные курсы с максимально свежей информацией для обучающего. Такой подход меня не оставил равнодушным. Вебинары эти отшлифованы по качеству – картинка, упорядоченная речь приглашенных спикеров – 10 баллов из 5 возможных. Но это не имеет ничего общего с качеством вебинаров, воркшопов, хакатонов – всех тех активностей, которые будет проходить студент после.
Один из важнейших вопросов, который был задан на одном из таких вебинаре – «нужен ли английский язык для обучения?». И тогда нас заверили – необязательно. По прошествии 2/3 обучения я четко осознал, что базовое знание английского необходимо. Очень много английских аббревиатур – BPMN, MVP, SQL, ER, Use Case, и потом бывает непросто вспомнить что такое ER-диаграмма, но если у вас есть базовое владение языком, то вы вспомните про entity-relationship, sctructured query language и т. д.
Существует 2 версии курса «БА»– обычный и расширенный. Я остановил свой выбор на расширенном курсе, т. к. посчитал, что в обучении не бывает лишней информации. Считается, что бол-во курсов от ЯП рассчитаны для людей, которые хотят ознакомиться с направлением IT с нуля, но есть отдельные курсы, которые предполагают, что вы уже приходите с определенным уровнем знаний. Я не считаю, что курсы по БА и, скорее всего, по другим направлениям можно осваивать с нуля. Время от времени проскальзывают термины, которые вы уже должны уже знать по умолчанию – например, CRM-система. Да, со всеми незнакомыми терминами можно и нужно знакомиться в интернете, но факт остается фактом – все-таки не с нуля должно начинаться обучение в Практикуме.
Уже в середине обучения я понял, что я не слишком много потерял, если бы оплатил обычную версию курса.
Преимущества расширенного курса:
1) добавился теоретический материал про Agile, который можно найти в интернете;
2) 2 индивидуальные одночасовые онлайн-встречи с ревьюером (можно задавать любые вопросы, которые возникли в ходе обучения. Можно даже спросить про личный опыт ревьюеров; как они находили работу в свое время, и что они могут посоветовать – даже от таких вопросов ревьюеры не отказываются). Первую встречу я запросил по спринту «метрики» - ее вел Владимир К. Вторая встреча была с Евгенией Н. уже через неделю после завершения обучения о разных инструментах для работы в БА. Обе встречи оставили положительные впечатления. Я получил развернутые ответы на мои вопросы);
3) закреплённый ревьюер для проверки домашних заданий (ДЗ)/дипломного проекта (ДП). Когда ты знаешь своего ревьюера и по имени, и в лицо, то уже примерно понимаешь, какие замечания можно ожидать от него; это облегчает процесс сдачи ДЗ.
У одногруппников из обычного тарифа каждое новое ДЗ проверял случайный ревьюер. Был случай, что у одногруппницы из обычного тарифа случился эксцесс с одним из ревьюеров - Александром М., который принял работу только с 4 итерации, хотя предусмотрено 3 итерации. Тогда ей пришлось обращаться к куратору для подключения старшего ревьюера.
4) Участие в хакатоне, который теоретически дает дополнительный опыт для резюме и дополнительные 36 часов в дипломе.
5) 7 групповых встреч с ревьюером.
Чем ознаменовалось начало обучение? Итак, старт обучения был запланирован на 3 октября. 1 октября на почту приходит письмо-приглашение в «Пачку» (корпоративный мессенджер). В «пачке» куратор просит студентов публично представиться и рассказать о себе. Мы представились, познакомились, дружно ожидали 3 октября и в тот же день узнали, что новый спринт недоступен.
А новый спринт открылся 7 октября, потому что все спринты всегда открываются по понедельникам. И это не последний сюрприз, который нас ожидал. В конце ноября куратор уведомила группу, что новогодние каникулы будут заботливо продлены еще на одну неделю до 19 января, чтобы все успели отдохнуть. И неважно, что конец обучения был запланирован на 18 мая, но уже потом стала фигурировать дата - 1 июня. Был и приятный сюрприз – работу над ДП мы начали на неделю раньше (5 мая). Такой подарок решила нам сделать куратор. И у нас было 4 недели вместо трех положенных для сдачи работы.
Само обучение в практикуме начиналось «за здравие». В первых темах рассказывается о том, что быть новичком – это тоже навык; что не существует глупых вопросов; рассказывают про самоорганизацию; о том, как структурировать, приоритизировать информацию; как сохранять концентрацию и не терять мотивацию во время обучения. Это довольно важные психологические аспекты. И то, что обучение начинается именно с этой информации – бесценно. По своему опыту могу сказать, что лучшая мотивация – это ваш личный неизменный интерес к знаниям и осознание, зачем вам это нужно. Моя мотивация стихла к 6 месяцу обучения, и ДП я сдавал с мыслью «поскорее бы поставить точку в этом обучении».
О теории. Основное преимущество – это то, что теория изложена в виде текста. Ее можно читать в любое свободное время. Это гораздо удобнее, чем пересматривать онлайн-лекции. По задумке создателей теорию можно читать и через мобильное приложение, но постоянно оно выдает ошибку «урок не загрузился. Наш сервер устал». Спустя какое-то время приложение откроется, но пользоваться с удобством у меня ни на смартфоне, ни на планшете не удалось. Если с чтением теории еще более-менее получалось, то проходить мини-тесты, которые периодически встречаются в теории для закрепления знаний, затруднительно с помощью сенсорного устройства. Никаких проблем не возникло только при использовании стационарного компьютера.
При прочтении теории можно выделить незнакомое слово и нажать на кнопку «уточнить у YandexGPT». Чаще всего нейросеть даст короткий ответ, но этого недостаточно. И ты по старинке ищешь незнакомый термин через поисковик.
Самим качеством теории я остался недоволен. Очевидно, разные спринты писали разные люди в разное время. В каком-то спринте, например, появлялся на тот момент незнакомый термин «демо», но что это становилось понятным только в следующих спринтах. И, наоборот, была ситуация, когда тебя уже познакомили с термином, но вдруг через несколько спринтов тебе снова рассказывают, что это значит. Несколько раз я натыкался на логические ошибки, например, в схемах (сам курс датируется апрель 2023 г.).
Создатели курса зачастую пытаются на пальцах объяснить сложные вещи. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, в стремлении сильно упростить информацию они уходят далеко в сторону от реальной терминологии. И ты вроде что-то понял, но ты снова открываешь поисковик и ищешь значения термина уже в других источниках.
Чтобы теорию как-то разнообразить, создатели внедрили нарисованные картинки с главной героиней Настей Белкиной. Сюжет вдохновляет: «видимо, не так давно Настя окончила школу и устроилась работать оператором колл-центра доставки продуктов «Сытый зайка». Там ей быстро предлагают пройти стажировку бизнес-аналитиком. На протяжении курса Настя становится ценным кадром».
Домашние задания. Чаще всего не было понимания, что в задании от тебя требуется. Благо, что ментор/ревьюер могли подсказать, с чего хотя бы начать. Вообще большая часть работ строилась на гипотезах. Например, нужно прописать бизнес-требования, и ты их просто выдумываешь. Или же прописать вариант использования какого-то действия в CRM-системе. И снова сидишь и по шагам в голове фантазируешь, что вот такую кнопку ты нажал, а система тебе выдала следующее сообщение. Домашние задания дают возможность отработать не всю теорию, представленную в спринтах, а только часть.
Базовая терминология.
Спринт – определенная глава курса, в которой сгруппированы темы. Все обучение разбивают на спринты (например, у меня было 16 спринтов). Спринт длится 2 недели и открывается по понедельникам (но не в 00:00, а уже под утро). Предполагается, что первую неделю вы изучаете теорию, потом вы приходите в субботу/воскресенье на групповой воркшоп и уже на второй неделе выполняете домашнее задание. Возможно, в других курсах спринт занимает большее количество времени.
Спринтам не хватает гибкости. Например, студенты, которые смогли закончить спринт раньше, чем за две недели, будут вынуждены ждать открытия следующего спринта наравне со всеми.
12 января я обратился в ЯП-бот в телеграм, чтобы узнать, могут ли открыть для меня персонально новый спринт 13 января вместо 20-го, на что был получен ответ, что у них таких полномочий нет, и спринты открываются в зависимости от дедлайнов и установленного расписания. Но уже через пару дней куратор спросила нас, хотим ли более раннего доступа к курсам, после чего доступ был дан. И вот это несоответствие информации от команды Практикума встречалось потом неоднократно.
31 марта я обращался к куратору с просьбой открыть мне спринт по метрикам на неделю раньше, т. к. уже с 7 апреля предполагалась двухнедельная работа с хакатоном. Совмещать хакатон и обучение в нерабочее время было бы совсем затруднительно. Куратор пошла мне навстречу и открыла спринт…одним нажатием сразу для всех одногруппников.
Спринт по SQL – это отдельная тема для разбора. Яндекс хоть и открывает этот спринт за 4 месяца до окончания обучения, но при этом официально по расписанию на этот спринт выделяется всего лишь неделя. Если открыть сам спринт, в нем информация о том, что он рассчитан на две недели. У меня ушло более 5 недель, чтобы справиться с заданиями. Спринт логически сложный, в нем мало информации и примеров; приходилось искать расширенную информацию в других источниках. Этот спринт разрешалось не проходить до конца, т. к. в любом случае в диплом попадет «базовый sql» (40 часов). Уже после сдачи ДП я приобрел авторский курс по SQL за 700 рублей. Там подробно в видео рассказывают про все тонкости работы с SQL.
Сколько времени в неделю уходит на обучение? В среднем уходило 15 часов (без учета воркшопов/вебинаров) – это тот самый минимум. Но чтобы хорошо усваивать материал я бы рекомендовал закладывать 3-4 часа в день. Но в любом обучении действует правило «чем дольше, тем лучше». Материал не всегда можно понять с первого раза, приходилось перечитывать, искать расширенную информацию в интернете. На протяжении 8 месяцев моя жизнь, действительно, поменялась. Хоть час вечером, но все-таки приходилось уделять учебе. И сказать, что процесс прохождения дистанционных курсов легкий, я не могу. Он комфортный в том плане, что вам не нужно ехать в учебное учреждение с тетрадками через пробки. Но хорошо у нас успевали в группе те, которым работа позволяла отвлекаться на учебу.
Дедлайны. В ЯП есть понятия «мягкого» и «жесткого» дедлайна. Например, второй спринт будет доступен для прочтения, даже если вы не сдали домашнее задание по первому спринту. Но при этом домашнее задание №2 вы сможете сдать на проверку только после того, как у вас не просто проверят первое ДЗ, но и зачтут его – по такому принципу осуществляется «мягкий дедлайн». Жесткий дедлайн на проектах и ДП. Проект/ДП не включают в себя теорию. Чтобы сдать их, нужно иметь зачтенные предшествующие ДЗ (например, для первого проекта нужно иметь зачтенные ДЗ № 1,2,3). Кроме того, проект/ДП надо сдать в определенный срок, например, до 1 декабря. Если вы по какой-то причине не успели, вас могут перевести в когорту, которая начала обучение позже вашей когорты. Подобных переходов к отстающим может быть не более двух раз. Но в нашей группе был случай, когда куратор пошла навстречу одногруппнице, приняла во внимание заболевание ее ребенка и в третий раз перевела ее в другую группу уже на моменте сдачи ДП.
Когорта – это группа студентов (в нашей когорте было ~110 студентов).
Ревьюер – сотрудник, который проверяет работы студентов. Для расширенного тарифа ревьюер проводит 7 групповых вебинаров (вебинар в среднем длился около полутора часа), чтобы рассмотреть основные ошибки, допущенные при сдаче работ. И еще раз частично повторяется материал из теории, на который нужно обратить внимание. Например, первый вебинар захватывал ДЗ №1 и 2. Студентам не показывают «эталонные решения» - как можно было бы сделать ДЗ, видимо, из-за соображений утечки информации. И такой подход многим в нашей группе не понравился. Но главный минус в другом – очередной вебинар не проводился до того, пока все студенты не сдадут свои работы. И в итоге вебинары проходили через месяц, а то и полтора после сдачи ДЗ, когда уже в памяти твоей не самые свежие знания. И особенно это вызвало раздражение во время дипломного проекта. Вдруг назначают вебинары №5 и № 6 (с перерывом в 10 дней), которые уже неактуальны, потому что свободное время уделяется работе над ДП.
Мой ревьюер проработала 5 лет в БА. В среднем ответ от нее по каждой работе составлял 35-40 часов из 48 допустимых. Никаких трудностей в работе с ревьюером у меня не возникало. В редких случаях было не понятно, что нужно подправить.
Домашние задания сдаются через форму гугл-таблиц (указываются ссылки на ваши работы), где можно задать вопросы ревьюеру и получить там же ответ. Ревьюеру в нашей когорте (тарифу «про») допускалось задавание вопросов в личных сообщения в «Пачке» (ответ приходил через 1,5 дня), но это было исключением из правил, т. к. по правилам ЯП вопросы ревьюеру можно задавать через куратора.
Но всех ревьюеров ЯП объединяют кейсы по проверке ДЗ. На первом ДЗ они представляются и рассказывают, что «у нас принято общаться на ты». Во всех остальных работах их проверка всегда начинается с того, что они рады проверять наши ДЗ. Заканчивается текст словами «ты – большой молодец. Осталось немного подправить, и жду твою финальную версию работы».
Т. к. у нас была возможность с одногруппниками делиться моментами из обучения, то в скором времени мы поняли, что разные ревьюеры дают одни и те же комментарии для исправлений (те самые пресловутые кейсы для проверки). И порой мы наблюдали проверку по диагонали, когда ревьюер просит тебя исправить то, что у тебя уже сделано должным образом, или вовсе не просит исправить. Шаблонные фразы – это один из значимых минусов обучения, потому что приходится подгонять свою работу под какой-то кейс, который присутствует у ревьюера. Ревьюер пишет, чего не хватает в работе, но при этом не дает информации о как таковых пробелах в обучении и не отсылает тебя к определенным темам для повторного прочтения. Яндекс выбрал метод «пряника без кнута».
Ментор – специалист, который проводит воркшопы. Ментору можно было задавать вопросы в «Пачке», но ответ можно получить как на следующий день, так и через два дня. Ментор в каждом спринте в «Пачке» публиковал дополнительные материалы по спринту для самостоятельного изучения (ссылки на статьи, видео на ютюбе).
Воркшоп — это вебинар, предполагающий работу в группах (видеовстречи в Zoom). Сначала ментор быстро проходится по теории, потом зал делит по несколько человек в группе, после чего каждая группа выполняет задание. В самом конце каждая группа презентует свою работу, а ментор комментирует, что можно было бы улучшить. Если на первый воркшоп пришло человек 40, то уже все последующие - не более 20. Связываю это с малоинформативностью данных занятий.
Основные минусы воркшопов:
1) Для работы в группах давались на тот момент сложные задания, для которых отводилось полчаса, иногда час. Но смысл в том, что с теми знаниями, с которыми мы приходили на воркшопы, нам не хватало времени, чтобы сделать работу должным образом. Периодически мы успевали сделать в лучшем случае половину от того, что от нас требовалось.
2) Из-за временных рамок ментор также не успевала проверить наши работы от и до.
3) Плавающий тайминг воркшопов. Если обещали 2 часа для воркшопа, то обычно это занимало до трех часов, и люди, которые не располагали таким свободным временем, в определенный момент прощались.
4) Воркшопы давали возможность отработать только крохотную часть от той информации, что давалась нам в спринтах. Иногда на воркшопе мы разбирали тот инструмент, который вообще не пригождался нам в домашних заданиях.
5) Ссылку на запись воркшопа/вебинара из Zoom чаще всего присылали в «Пачке» в понедельник, если занятие проходило в субботу (обычно в 11 утра и занимало 2-3 часа).
Для воркшопов были нужны установленный Zoom (почему ЯП не использует свой «телемост» - вопрос открытый), микрофон и подключение к Miro (интерактивная онлайн-доска. Инструмент был разработан в Перми, но уже три года как компания открестилась от пользователей из России и Беларуси. И несмотря на то, что сервис доступен, он работает с ограничениями. Во время выполнения ДП я испытал панику, когда пытался найти вайрфреймы для создания прототипа сайта. В интернете решения не было. Последним шагом отчаяния было включение VPN, и именно тогда появились вайрфреймы. В копилку вопросов без ответов добавилось «почему ЯП не использует отечественные аналоги Миро – VK доска, pruffme и т. д.»).
И ревьюера и ментора объединяет то, что они не преподаватели. Диалоги с ними напоминают посиделки на кухне за чашкой чая, когда тебе рассказывают, как прошел день. Да, эти люди - специалисты в своей области (ревьюер в БА – 5 лет, ментор – 10 лет), они были дружелюбны, и с ними было приятно общаться, но периодически в вебинарах мы слышали бедную и невыразительную речь. Когда я записывал видеопрезентацию ДП, то же самое я понял и про свою речь. Это я к тому, что быть специалистом в своей области – это одно, а грамотно передать знания – уже совсем другой навык, на который как-то не акцентирует внимание команда практикума в отличии от тех вводных вебинаров, где речь спикеров отшлифована.
Куратор в отличии от ревьюера и ментора не обладает компетенцией по вопросам БА, заточен, в основном, на организационные моменты и маркетинговые активности. Куратор отвечает на вопросы в «Пачке» с 9 до 18 (мск) в будние дни. Звонки куратору не предусмотрены. Куратор может ответить как через 20 минут, так и через три часа. Периодически мы наблюдали, что у куратора недостаточно информации, чтобы проинформировать нас здесь и сейчас, и куратор уточнял информацию у вышестоящих коллег. Наша группа получила уникальный опыт- половина курса с нами была одна куратор, вторую половину – другая. И когда начался спринт по SQL, куратор №2 дала отличную информацию от той, что была представлена ранее первым куратором.
Отдельная роль у кураторов – создавать нарочито псевдодружелюбную атмосферу с обилием смайликов, мемчиков. Посты, которые они выкладывали в пачке – это опять же шаблонные кейсы, которые если как-то куратор и меняет на свое усмотрение, то незначительно. После некоторых постов, что выкладывали кураторы, вопросы не только не закрывались, но и увеличивались.
У нас была и остается группа в телеграм, где кураторы также администрировали, что и как мы писали. Они следили за тем, чтобы мы не давали списать одногруппникам. Разрешалось отправлять скриншоты по проверке ДЗ от ревьюеров, и это весьма облегчало работу над ДЗ. Они нас не поздравляли от себя с такими праздниками как Новый Год, День Победы, День Студента. Если какие-то поздравления в «пачке» были, то они носили декларативный характер «поздравляю вас с наступающим Новым годом. Далее текст по кейсу». От нас переходили студенты на другие направления, к нам приходили отстающие студенты, и кураторы на это не реагировали. И я бы на этом не заострил внимание, если бы спринты открывались каждый раз без оставления обратной связи на несколько минут. А в ней каждый раз нас спрашивали, довольно ли мы обучением, ощущаем ли мы заботу и поддержку куратора, что можно улучшить и т. д. В течение всего обучения мы не заметили, что наша обратная связь хоть как-то повлияла на спринты. Но после оставления негативной обратной связи всегда в пачке в личные сообщения приходили кураторы, чтобы уточнить поподробнее, что не так, и передавали эту информацию каким-то отделам.
Первый куратор мне категорически не понравился. Наша когорта была у нее первой. И там, где ждали ответа от нее, она могла прийти в комментарии и просто поставить «одобряющую реакцию» на ответ другого студента, который ее опередил по ответу на несколько часов. Перед новым годом она опубликовала пост, в котором применила термин «SLA (Service Level Agreement)». В комментариях я написал, что это непонятный термин. Вместо разъяснения термина куратор отшутилась, что «сразу видно, кто не читал текущий спринт». Потом завязалось групповое обсуждение со мной в главной роли, где я написал о необходимости доступно излагать информацию, особенно если указываются иностранные аббревиатуры. Тема стала одной из наиболее обсуждаемых среди одногруппников на тот момент. После чего куратор пришла в личные сообщения, сказав, что мое поведение – это проявление пассивной агрессии. И она с таким трудом выстраивала дружелюбную атмосферу, а я поступил нехорошо. Я, конечно, объяснил куратору, что у меня нет личных счетов. С куратором заключили мир, так сказать. А термин «SLA» так и оставался загадкой, пока уже в другом посте другой куратор не написала, что работы будут проверены с увеличенным временем.
В феврале куратор №1 сообщает новость о том, что она покидает нашу когорту, находясь в процессе ротации. Как позже выяснилось, она стала менеджером сопровождения. Как выяснилось уже после обучения, куратор №2 тоже находится в какой-то ротации.
Вторая куратор – Дарья Х. Она была более открытой, давала более оперативные и точные ответы. Дарья несколько раз шла мне навстречу. Например, в начале марта я оказался в больнице. И не мог там выполнять проект №2. И т. к. выполнение проекта ограничено жестким дедлайном с последующим переводом в другую когорту при несвоевременной сдачи, то я попросил Дарью дать мне дополнительно еще неделю. Дарья пошла навстречу, и я все успел. Как я писал ранее, Дарья согласилась открыть мне пораньше спринт по «Метрикам» (еще один неудачно прописанный спринт после SQL), когда надвигался хакатон. В общем, Дарья стала приятной противоположностью первому куратору и старалась действительно помогать студентам.
Поговорим о целевой аудитории (ЦА) ЯП. Первоначально ЯП заявляет, что вне зависимости от возраста и профессии каждый может прийти за знаниями в ЯП. На открытых встречах команда ЯП гордится, что даже 60-летние студенты у них выпускаются.
С первого дня обучения команда сопровождения прививает студентам культуру «давай на ты». Потом я искал информацию в интернете, откуда у панибратства ноги растут. Оказалось, что Яндекс в своей корпорации давно придерживается такой политики среди своих сотрудников (далеко не единственное решение, которое Яндекс перенял у западных коллег). И иногда это доходит до абсурда. Так среди призов на предновогодние розыгрыши от ЯП студентам обещали встречу с неким Вовой (это не сосед из первого подъезда, а очередной директор в ЯП).
В ноябре куратор пригласила студентов на квиз (нашу когорту и параллельную). Мероприятие вели два куратора (на тот момент текущий куратор с будущим). Вопросы были рассчитаны на зумеров – от хитов Бьенс до самого кассового американского фильма. Были, конечно, вопросы географического плана, но вопросов на знание отечественного кинематографа или искусства не было.
В одном из спринтов прочел следующее: «Разберём каждый из составляющих карты подробнее на примере супергероев из киновселенной MARVEL». Наверное, это и есть ответ, на какую ЦА ориентируется ЯП.
Амбассадоры, ревьюеры, кураторы – в основном, поколение-Z, в редких случаях встречаются «игрики» (миллениалы).
Хакатон, или shithappens. С самого начала хакатон является ярким преимуществом расширенного курса от обычного. Хакатон (марафон для хакеров) – мероприятие, где решают IT задачу. В самом начале обучение куратор оповестила нас: «у вас будет возможность в группах в формате хакатона поработать над настоящим кейсом от бизнес-заказчика, результаты которого смело можно будет добавить в своё портфолио».
31 марта (за 2 месяца до конца обучения) нас попросили заполнить форму-заявку на участие в хакатоне, при этом объективно оценив свою занятость, чтобы впоследствии не подвести команду. Студенты участвуют из разных когорт. Например, в нашей команде двое участников были из моей когорты, а двое – из других. Один парень пробыл в нашей команде два дня, после чего покинул нас, ссылаясь на занятость. Одна девушка проходила хакатон, параллельно выполняя дипломный проект (та самая забота о студентах).
Что нужно было выполнить в ходе работы? Изучить мобильное приложение известного супермаркета, который недавно отпраздновал 30 лет, и предложить новые идеи.
Организация данного мероприятия стала из разряда «хуже некуда». Нас добавили в группу в телеграме. Всего было 5 команд по 4 человека в каждой. В каждой группе присутствовал куратор, чтобы следить за ходом работ. Работа над хакатоном длилась с 7 по 18 апреля, за это время было 4 сессии в зуме:
1) первая встреча – вводная, где рассказывали об этапах выполнения хакатона;
2) следующая встреча была через 3 три дня. К этому времени мы должны были презентовать наши идеи ментору, чтобы та отобрала лучшие из них;
3) следующие три дня даются на подготовку артефактов для проекта. Мы выслали на проверку нашу работу, чтобы получить отзыв о том, что нужно подправить. Через день после сдачи артефактов была Q&A-встреча с ментором Ларисой Д. Эта встреча разделила ощущения от хакатона на «до» и «после». Что произошло? Мои коллеги задавали вопросы. Первый вопрос был про BPMN, второй про пользовательские истории. Что делала ментор – она не давала конкретных ответов на наши вопросы. При этом сама она нас призвала рассказать, как мы технически планируем задействовать искусственный интеллект для чат-бота (одно из наших решений). Может, она приняла нас за системных аналитиков или разработчиков? Но нашей компетенции хватало лишь на гипотезы. Техническая составляющая таких решений нам не доступна. Ментор не помогала развить наши идеи. И все рекомендации свелись к тому, чтобы мы перечитали материал из курса. Мы как пришли с вопросами, так и ушли с ними. На встрече она вела себя демонстративно отстранённо. В какой-то момент она резко оборвала доводы моей коллеги словами «Мы больше не будем это обсуждать. Оукей?». Наша Маша ей также ответила «Оукей». Как будто нас ей навязали, и она вынуждена эти 15 минут драгоценного времени, так уж и быть, уделить нам. Мы ушли с мерзким ощущением от этой встречи. Ментор нам не только не помогла, но и настроила нас против себя. Дарья - куратор командных работ, попыталась после встречи в чате сгладить углы – «да, в жизни так бывает, но это опыт, надо быть готовым ко всему». Оставалось 2 дня на исправление артефактов и подготовки презентации к демонстрации решений.
Презентацию выполнял я. Очень волновался, что презентация будет малоинформативной, или что-то в этом духе, но презентация коллегам понравилась. К слову, мне очень повезло с командой. Все девушки были организованными, ответственными, надежными.
18.04.2025 в 18 часов (да-да, все четыре онлайн-встречи проходили в 6 вечера, когда большая часть людей собирается домой. На это ЯП отвечает так: «наши сотрудники работают до семи, поэтому вот так»). Мы собрались в зуме – куратор, ментор, и 15 участников. 5 команд по 10 минут презентовали решения. Большая часть решений у нас у всех совпадала. Команды давали разные формулировки идеям, но их суть чаще всего повторялась.
У нашей команды было сильное преимущество – наши Lo-Fi прототипы были максимально детализированы и реалистичны (были похожи на прототипы средней детализации). Никто из остальных команд даже близко так не смог сделать. Идеи наши были заточены именно под бизнес выгоду. Но была и другая команда, где девушка рассказывала 5 минут об опыте Амазон (крупнейшая американская компания).
Каково было наше удивление, когда презентация об опыте Амазон вошла в топ-3 победителей, а наша работа – нет. Мы удивились такому непрофессионализму ментора, которая поставила личную неприязнь к нашей группе выше наших умений.
По итогу хакатона ментор зачитала общие замечания ко всем группам. Для каждой работы не были озвучены сильные и слабые стороны. И эффект от всего хакатона стал околонулевым. Да, мы улучшили навык удаленной работы в группах, мы частично закрепили материал, полученный в ходе обучения, но не получили главного. Такое же впечатление ментор произвел и на другие команды, как выяснились в ходе беседы с одногруппниками.
Может ли заинтересовать работодателей такой опыт в учебном хакатоне - вопрос попадает в копилку «вопросы без ответов».
Мы пытались получить развернутую связь от ментора через куратора хакатона, но нам не удалось. Потом я делился впечатлениями от хакатона со своим куратором Дарьей. Та тоже лишь выразила грусть от того, что так все случилось. Впечатлениями от хакатона я поделился и с мидл-ревьюером БА – Евгенией Н. И вновь был ответ, что «скорее всего, имели место быть разные точки зрения. Ваше видение отличалось от видения ментора. И такой опыт часто встречается в жизни».
В жизни, действительно, случается много негатива и несправедливости, но в рамках оплачиваемого студентом учебного проекта грубость и незаинтересованность в студентах не воспринимается как драгоценный опыт.
Недавно, 9 июня, у нас состоялся онлайн-выпускной, где показывали снимки с выпускных других групп из офиса Яндекс на Павелецкой. И на снимках. присутствовала ментор. И это отличный повод пропустить выпускной в июле-августе (точная дата нам неизвестна).
Дипломный проект. На просторах интернета я встречал информацию, что яндекс практикует отчисление студента, если работа попадется на плагиат. К счастью, ни я, ни мои одногруппники даже и не пытались приобрести такой опыт. Сам ДП не был сложным по логической составляющей. ДП – это некое обобщение практических заданий из прошлых спринтов. Ничего принципиального нового не было. На дипломную работу выделялись 3 недели (в нашем индивидуальном случае - 4 недели), из которых одна неделя точно уходит на исправления после проверки работы и ожидание тех самых замечаний (до 48 часов) от ревьюера. В сухом остатке остается 2 недели. И за такое время далеко не все смогут успеть сделать весь необходимый объем. А объем немаленький. Поэтому если вы сомневаетесь, успеете ли вы, то лучше взять какое-то время из отпускных дней, чтобы спокойно выполнить работу.
Дипломы мы получили в электронном виде сразу через несколько дней после жесткого дедлайна для ДП. Первая версия диплома – на русском языке установленного образца. Вторая версия – сертификат на английском «Certificate of Completion of the Professional Training Course "Business Analyst: Extended Program". Оригинал диплома обещали доставить через 2 месяца, но его доставил курьер ровно через 30 дней.
В течение месяца после завершения обучения за выпускником сохраняется доступ в мессенджер «Пачка».
К материалам на Яндекс-диске (вебинары, воркшопы, записи встреч) доступ сохраняется в течение полугода. Но можно себе скачать заблаговременно на компьютер.
Доступ к самом курсу остается навсегда.
Карьерный трек. Казалось бы, наше обучение прошло, и нас нечем удивить. Но наступает 2 июня (до 1 числа нужно было сдать итоговую версию дипломной работы), и должен был открыться последний спринт «Запись в карьерный трек». Но спринт у одних открыт с самого утра, у некоторых открывается в обед после нескольких обращений к куратору. И выясняется, что только один раз в месяц осуществляется набор студентов в «карьерный трек», и нужно было записаться до 29 мая. И люди, которые сдали диплом еще 19 мая и так ждали «карьерного трека» на этом моменте испытали достаточно широкий спектр эмоций. Теперь следующий старт карьерного трека 7 июля.
А что вообще из себя представляет спринт «карьерный трек»? Этот спринт длится 4 недели, 2 из которых отведены, чтобы научиться грамотно составлять резюме, следующие две недели отведены для обучения написания сопроводительного письма. И снова придется отправлять свои артефакты на проверку ревьюеру. Но самое интересное начнется потом – акселерация. Это участие в «Яндекс Карьере» (отдельный сервис). В этот сервис можно попасть в течение 6 месяцев после окончания обучения. Иногда там будут присутствовать партнерские вакансии, хакатоны. Акселерация предполагает технические собеседования и карьерные консультации (с какой периодичностью я не знаю). И сама акселерация длится до шести месяцев. От выпускника требуется совершать не менее 10 откликов в неделю (не только на headhunter). В конце каждой недели нужно предоставлять кураторам акселерации отчет о своих откликах. При невыполнении этого условия с выпускником прощаются.
Еще в сентябре 2024 года я не питал иллюзий с помощью в трудоустройстве от Яндекса. Это, действительно, очень сложный процесс. Никто не может гарантировать трудоустройство, особенно в 2025 году, когда рынок IT-кадров перегрет, и зарплаты айтишников начинают снижаться. Джунов (младших специалистов) после онлайн-курсов выпускают тысячами, но рынку нужны ценные специалисты, а не вчерашние студенты. Только в нашей когорте числилось 100 человек. Можно представить, какая конкуренция среди тех же бизнес-аналитиков.
Очень интересная ситуация с трудоустройством от ЯП. Еще пару месяцев на сайте Яндекса числился «Отчёт по исследованию «Мониторинг достижения целей обучения выпускников Яндекс Практикума» (отчет подготовлен НИУ ВШЭ). Насколько тот отчет объективен, уже никто не узнает. Но уже тогда в нем было отображено, что за полгода поиска только 52% выпускников нашли работу в 2022 году против 78% годом ранее. А после 2022 года подобную статистику не вели, по крайней мере, в открытом доступе, но понять реальное положение дел нетрудно. Сейчас этого отчета на сайте практикума нет. Вместо него опубликовано исследование ЯП и hh «Уровень конкуренции в IT среди новичков и влияние дополнительного IT-образования на привлекательность кандидата» со сплошь положительными цифрами.
Опять же специалисты акселерации уверяют, что с помощью их сервиса трудоустраиваются 70% участников акселерации (июнь, 2025). Но главный посыл от них – важнее просто получить свой первый оффер (приглашение на работу); вопрос зарплаты отходит на второй план.
Итоговое впечатление от курсов. Как вы могли заметить, в моем обучении были приятные и откровенно отвращающие моменты.
Первое, что повлияло мою оценку – это стоимость курсов в 130 тысяч (да, из них можно будет вернуть 13%). Но я так и не понял, чем обусловлена такая высокая стоимость. Фактически это самообучение за мои же деньги. Кроме того, я дважды получал уведомление о повышении цен на курсы с 1 января и с 1 июля 2025 г. Яндекс, окстись. Даже стоимость тарифов ЖКХ с такой периодичностью не индексируют. Да, в теории курса дают неплохой базис для ввода в профессию, но эти знания несут ознакомительный характер (обзорная экскурсия в IT). Точно также и с выполнением ДЗ. У студента появляются навыки, но они очень поверхностные. Информации вроде как дается немало, но ее чаще всего не хватает. И ты используешь другие источники. Особенно сильно я это прочувствовал в спринте по SQL (тот самый тренажер для практики из рекламы по ТВ).
Частое несоответствие информации. Куратор и поддержка могут давать совершенно разные ответы. Не всегда ответ несет исчерпывающую информацию.
В начале курсов нам предоставили скиллсет БА, где были перечислены такие инструменты, как Figma, Tableu. Т. е. предполагалось, что после завершения обучения, мы должны уметь работать в этих программах. «Confluence» и «Balsamiq» были заявлены в вводном (доступном для всех) бесплатном уроке. Но по факту эти инструменты не появились в ходе обучения. Возможно, они заблокированы на территории РФ, но почему их упоминание до сих пор числится в вводном уроке? Такое допущение можно расценивать как ввод в заблуждение со стороны Практикума. Фигма появилась только в дипломном проекте, и вся работа с ней заключалась в нажатии одной единственной кнопки, чтобы просмотреть существующий прототип сайта. Согласитесь, что, нажимая на одну единственную кнопку смены слайдов в Фигме, я не познакомился с этим инструментом на должном уровне. Также и обстоит дело с Tableau. Чтобы скачать дистрибутив приходилось задействовать VPN. И сама работа с программой заключалась в двух-трех несложных операциях. Не дает практика в курсах глубоко узнать эти инструменты. Все эти операции несут ознакомительный характер. Вы «дотронулись» до программ и теоретически можете сказать, что опыт работы с ними есть.
ЯП говорит о том, что курсы постоянно обновляются, дополняются. Да, я заметил, что в некоторых отдельных темах добавилось немного информации. Это очень точечные изменения. В феврале я обратил внимание ментора на лишний шлюз в одной из схем. На момент написания отзыва (июнь 2025) этот лишний шлюз из схемы так и не убрали.
Сами курсы рекламируются как доступное вхождение в IT, где после прохождения курсов вас ждет зарплата от 80 тысяч, возможность работать из ближайшего кафе возле дома, попивая лавандовый раф. Принимая во внимание огромное число студентов, закончивших онлайн-курсы (не только практикума), вы уже осознаете, что пробиться в IT на те же 60 тысяч с каждым месяцем все сложнее. Особенно сейчас, когда Герман Греф призвал готовиться к трудным временам в экономике. И даже ревьюеры подтверждают, что «нынче программисты, как юристы и экономисты раньше» (мол, переизбыток количества, недостаток качества).
Среди нашей группы два человека смогли устроиться на работу по БА, даже не закончив курсы. Первую девушку пригласил на работу ее друг. Второй парень нашел работу в своем городе (Екатеринбурге) в местном интернет-провайдере. Работодателя, видимо, устроили даже не завершенные курсы.
И многие из вас зададутся вопросом - есть ли более бюджетная альтернатива курсам? Есть, и это авторские курсы. Я нашел на одной платформе такой курс за 4 тысячи. И таких курсов со временем станет больше, потому что, как выяснилось из опыта других выпускников, сам документ, подтверждающий ваши навыки, не особо ценится работодателями. Скорее, им нужно, чтобы вы на практике могли подтвердить свои навыки. На просторах интернета встречал мнение, что для некоторых работодателей упоминание в резюме того, что вы – выпускник онлайн курсов – шанс, что вас с большей вероятностью отфильтруют.
Красной нитью в ходе курса упоминается специализация СА, и сначала это вызывает недоумение. Но уже после окончания обучения, вступив в сообщество выпускников, я прочел отзыв, что работа БА чаще всего размыта в компаниях, и, в основном, требуются СА и фулстек-аналитики. И если открыть тот же хедхантер, то часто для системных аналитиков прописывают то, что присутствовало в ходе курса БА. В своем последнем сообщении ментор прислала ссылки на статьи, как пройти собеседование для СА (т. к. это пригождается для БА), и на этом моменте многие из нас взгрустнули. Получилось, что СА и БА настолько идут рука об руку, что, возможно, эти курсы стоило бы объединить.
На мой взгляд, ЯП — это сопровождающе-ознакомительный сервис для самообучения.
Единственное, с чем у меня не возникло проблем во время обучения, так это с сервисом «Пачка». Это хороший аналог телеграм с достаточно дружелюбным интерфейсом. Когда узнал, что это сторонний для Яндекса сервис, который разработали в Петербурге, не удивился.
Самое приятное, что я буду вспоминать еще долгое время — это общение с одногруппниками чаще всего в неофициальных чатах. Мы обсуждали всё - от воспитания детей до стоимости аренды однокомнатной квартиры в Москве. Мы давали советы друг другу касательно выполнения ДЗ, оказывали поддержку, поднимали друг другу настроение. И мне очень повезло с одногруппниками. Мы с ними на одной волне несмотря на то, что среди нас были как 25-летние, так и 45-летние.
Сам же я по окончании курсов не ощущаю себя бизнес-аналитиком и осознаю, как многое мне еще предстоит узнать. И это не синдром самозванца, как уверяет ЯП, это реальная оценка знаний, полученных в ходе обучения. Сама профессия бизнес-аналитика, возможно, уже в самом скором времени отойдет к ИИ. И в недавнем разговоре с коллегами (с юридическим образованием) мы пришли к выводу, что обучаться сейчас стоит тому, что в ближайшее 10-летие не сможет заменить ИИ. Словом, да здравствует ручной труд.
Надеюсь, что мой отзыв поможет вам определиться с подходящим для вас форматом обучений и, возможно, даст ответ на вопрос «почему войти в IT – это не для всех?».
Яндекс-практикум, очевидно, продолжит свое развитие и в скором времени выйдет за рамки IT-тематики.
Читать полностью
madebynikita
Нетология
Нетология
Обучалась на курсе «Аналитик данных» с сентября по май 2025. Обучение понравилось, было много трудностей и интересного, но наставники и одногруппники помогли. Было интересно писать дипломный проект, как раз все что изучали в течении года, задействовала уже на практике. Специальность включает в себя изучение sql, python, аналитики, статистики, визуализации и доп.блоков, например таких как, google sheets, excel, английский для аналитиков и многое другое. Хоть основная часть уже закончена и диплом на отправку готовится, впереди еще доп.блоки на полгода
Читать полностью
Диана К.
Онлайн магистратура ИТМО и Нетологии
Онлайн магистратура ИТМО и Нетологии
Проходил курс "SQL и получение данных", на данный момент прохожу курс "Продвинутый SQL", очень доволен уровнем организации учебного процесса, а также количеством предоставляемой информации. Преподаватель Николай Хащанов - это находка.
Читать полностью
Артур Каюрин
Онлайн магистратура Финансового университета и Нетологии
Онлайн магистратура Финансового университета и Нетологии
Заканчиваю обучение на курсе Системный аналитик. Курс построен очень удобно, на каждом этапе поддержка координатора и аспирантов. Информация подается в доступной форме. Быстрая обратная связь по ДЗ. Очень понравились модули по SQL, Анализу требований, API. Много полезной информации, актуальных дополнительных материалов, рабочих задач.
Читать полностью
Ирина Ш
Онлайн магистратура РАНХиГС и Яндекс Практикум
Онлайн магистратура РАНХиГС и Яндекс Практикум
Хорошая крепкая база
Прошёл курс «Системный аналитик» от Яндекс Практикума и остался очень доволен. С самого начала программа даёт **крепкую базу по ключевым понятиям**: от анализа требований и построения DFD до работы с API и написания SQL-запросов. Это не просто теория — каждый блок сопровождается практикой, которая помогает закрепить материал.
Особенно понравились задания, приближённые к реальным кейсам. Наставники давали ценные комментарии, благодаря которым удалось не только разобраться в сложных темах, но и почувствовать прогресс. Удобная платформа, актуальные материалы и чёткая структура курса сделали обучение максимально комфортным.
Теперь, применяя знания в реальных задачах, понимаю, насколько важна была эта основа. Рекомендую всем, кто хочет уверенно начать путь в IT и разбираться в системном анализе по-настоящему.
Очень понравилось, что Яндекс не делает пустых обещаний по трудоустройству, все зависит от скилов. Такой подход как старая добрая школа, если ты реально, устроишься, на верх получаемом базы легко ложиться новый материал.
Читать полностью
Vasiamasuk
Онлайн магистратура РАНХиГС и Яндекс Практикум
Онлайн магистратура РАНХиГС и Яндекс Практикум
Захотелось сменить профессию или пройти переквалификацию углубившись в свою специальность (управление качеством). Нашла направление "Бизнес-аналитика", долго не решалась, смотрела аналогичные предложения на других образовательных платформах, в итоге остановилась на Яндекс Практикуме, так как были хорошие отзывы, привлекла возможность получения информации в удобное время (онлайн-учебник) и также возможность оплатить курс частями. Не стала брать продвинутый курс, остановилась на стандартном. Итак, что мне понравилось на курсе: - много теории с различными примерами, небольшими тестами в конце каждой темы для закрепления пройденного; - создается хорошее комьюнити из куратора, старшего студента и однокогортников, считаю, нам очень повезло, у нас на курсе была старший студент Екатерина Цаль, которая постоянно делилась полезной информацией, литературой и своим опытом о бизнес-аналитике и устраивала нам доп. тесты по теории, мне всегда было интересно заходить в нашу неформальную беседу. Также обмен информацией и взаимопомощь по ДЗ очень выручала. -интересные ДЗ, хоть и порой сложные, интересные проекты и сам диплом. -есть доп. курс по SQL (именно те функции, которые нужны для бизнес-аналитика); -живые воркшопы с ментором, которые также модно было посмотреть в записи, записи сохранялись на диске, также как и доска миро с материалами была всегда доступна Что не оправдало моих ожиданий: -нет прямого контакта и обратной связи с ревьюерами(проверяющими ДЗ), можно было оставить им вопросы при сдаче ДЗ и получить ответ, а следующий вопрос можно было задать также при повторной сдаче ДЗ, я не могу сказать что ревью помогало мне лучше понять какую то тему и разобраться в причинах ошибок, в основном ревьюеры просто писали как должно быть выполнено задание. Можно было бы прийти с вопросом к ментору, но ее на всех не хватало. -иногда теория из учебника заходила очень тяжело, стоит наверное разнообразить учебник видеовставками с увлекательной подачей материалов -все таки надо учитывать, что пройти курс это только 20% успеха, нужно помимо работы и прохождения курса и жизни, оставлять время на самостоятельное изучение профессии: -читать доп. учебную литературу (BABOK, литературу про формирование требований и тд.), -изучать моделирование процессов и ПО для моделирования (на курсе мы использовали DRAW.IO) , в частности по нотации BPMN (в курсе не так много времени этому уделено, как мне хотелось бы), -изучать визуализацию данных и ПО (в курсе поверхностно упоминалось про TABLEAU, POWER BI), -изучать EXCEL углубленно для применения в аналитике В общем на курсе "Бизнес-аналитик" много нужной структурированной информации, но не думайте, что пройдя данный курс, вы будете все знать, предстоит еще очень много знаний вложить в свою голову. Я не пожалела, что приобрела данный курс, так как искать бесплатную информацию и курсы в интернете мне было бы трудно и заняло бы много времени, а здесь я получила неплохие базовые знания и некоторые навыки, в которые хочу углубиться и стать бизнес-аналитиком или менеджером бизнес-процессов Еще хочу сказать, мне очень понравилось наличие небольших бесплатных курсов в Яндекс Практикуме, перед тем как купить курс, я проходила бесплатные курсы (SQL, Основы статистики, дизайн презентаций, Excel и др.)
Читать полностью
Виктория И.
Онлайн магистратура ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Онлайн магистратура ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Проходил обучение по курсу SQL и получение данных. До этого пробовал различные бесплатные платформы и только после того как прошел обучение в Нетологии понял за что нужно платить деньги за онлайн образование. 1. Насыщенность и разнообразие программы (отдельный плюс заключается в том что можно установить себе бекап базы и тренировать свои знания и умения сколько тебе влезет). 2. Удобное приложение для учёбы и просмотра уже записанных вебинаров. 3. Обучение по вебинару с живым человеком, который раскладывает весь материал по полочкам, Николаю Хащанову отдельное спасибо! Полученных знаний мне более чем хватило чтобы взглянуть на свою работу по новому и развиваться в новом направлении.
Читать полностью
Александр Мерзляков
Онлайн магистратура Финансового университета и Яндекс Практикум
Онлайн магистратура Финансового университета и Яндекс Практикум
Прошла курс «Системный аналитик» в Яндекс Практикуме и осталась очень довольна! Хочу поделиться своими впечатлениями. Плюсы курса: ✅ Структурированная программа — материал подаётся от основ к сложным темам: требования, UML/BPMN, SQL, A/B-тесты, работа с API. Всё системно и без «воды». ✅ Практика с первых недель — после теории сразу задания на реальных кейсах: написание ТЗ, проектирование диаграмм, анализ данных. ✅ Поддержка кураторов и сообщества — проверка дз с развёрнутой обратной связью, чаты с одногруппниками, помощь наставников (много полезных советов из их опыта). ✅ Итоговый проект — полноценная симуляция работы сисаналитика: от сбора требований до презентации решения. Отличное портфолио! ✅ Гибкость обучения — можно совмещать с работой, deadlines адекватные. Доступ к материалам остаётся после курса. Минусы (если искать): ❌ Цена — курс не из дешёвых, но часто бывают скидки. ❌ Для новичков может быть сложновато — без базового понимания IT терминов придётся добирать знания параллельно.
Читать полностью
Екатерина Быстрова

Бесплатные курсы по базам данных SQL

Курс Школа
Сортировать курсы по рейтингу школы, сначала макс.
Стоимость Срок Формат Документ Ссылка на курс
Changellenge Education
4.86 (Отзывов: 60)
Бесплатно
Эврика
4.84 (Отзывов: 75)
Бесплатно
8 часов
Очно, дистанционно
Выдача сертификата
Эврика
4.84 (Отзывов: 75)
Бесплатно
8 часов
Очно, дистанционно
Выдача сертификата
Changellenge Education
4.86 (Отзывов: 60)
Бесплатно
Changellenge Education
4.86 (Отзывов: 60)
Бесплатно
Нетология
4.4 (Отзывов: 1336)
Бесплатно
Выдача сертификата
Softline
4.14 (Отзывов: 32)
Бесплатно
1.5 часа
Выдача сертификата
Яндекс Практикум
4.71 (Отзывов: 768)
Бесплатно
Выдача сертификата
Changellenge Education
4.86 (Отзывов: 60)
Бесплатно

Часто задаваемые вопросы

Как переводится слово SQL?

Слово "SQL" является аббревиатурой и означает "Structured Query Language" (структурированный язык запросов). SQL - это специальный язык программирования, предназначенный для управления базами данных, а также для извлечения, вставки, обновления и удаления данных из этих баз.

Почему язык SQL стал популярным?

SQL стал популярным из-за простоты, универсальности, эффективности, поддержки в индустрии и важности данных в современном мире. Большое коммьюнити и доступные ресурсы также способствовали его распространению и успеху.

В чем преимущества платных курсов?

Благодаря практическим заданиям, которые почти всегда включены в программу платного курса, студенты лучше подготовлены к реальным проектам. Теоретическая часть обычно гораздо более подробна и структурирована, чем на бесплатных курсах.

В чем недостатки бесплатных курсов?

Не подразумевается получение сертификата, следовательно, доказать потенциальному работодателю, что вы обладаете нужными знаниями, будет сложнее. Бесплатные курсы по базам данных SQL также не предполагают наставника и домашних заданий с обратной связью.

Почему Курсфайндер — лучший выбор для поиска онлайн-курсов?

✅ Актуальные курсы, уникальные промокоды, выгодные скидки

⭐ Реальные отзывы прошедших обучение

🚀 Крупнейший агрегатор онлайн-курсов в России

Что нужно для обучения?

Все, что нужно, чтобы начать проходить курсы по базам данных SQL - это подключение к Интернету, желательно также наличие веб-камеры и микрофона. Иногда может потребоваться установить определенные программы и плагины - об этом расскажут уже на обучении.

Смогу ли я совмещать работу и онлайн обучение?

Онлайн курсы по базам данных SQL почти всегда можно подстроить под свой график. Уроки можно смотреть в записи в любое время, а если курс предполагает “живые” вебинары, то чаще всего проводят несколько “повторов”.

Сколько обычно занимает обучение?

Все зависит от программы, курсы по базам данных SQL из нашей подборки предлагают обучение общей продолжительностью: 8 часов, 2 месяца, От 7 недель или 1 - можете уточнить эту информацию на странице заинтересовавшего вас курса.

Лучшие школы с курсами по теме «Базы данных SQL»

Школа Рейтинг Количество оценок Отзывы Количество курсов
4.40 1404 1338
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
1 месяц
39 600 ₽
Да
Бесплатно
Нет
8 месяцев
95 700 ₽
Да
1 месяц
41 700 ₽
Да
4.22 984 947
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
153 633 ₽
Да
204 900 ₽
Да
4.50 559 509
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
128 617 ₽
Цена на сайте школы:
338 467
Цена со скидкой от школы -60%
135 387
С промокодом от kursfinder -5%
128 617
Итого:
128 617
5% скидка
Промокод "KURSFINDER" необходимо назвать менеджеру по продажам
KURSFINDER
Да
3 недели
40 500 ₽
Цена на сайте школы:
106 580
Цена со скидкой от школы -60%
42 632
С промокодом от kursfinder -5%
40 500
Итого:
40 500
5% скидка
Промокод "KURSFINDER" необходимо назвать менеджеру по продажам
KURSFINDER
Да
60 800 ₽
Цена на сайте школы:
160 000
Цена со скидкой от школы -60%
64 000
С промокодом от kursfinder -5%
60 800
Итого:
60 800
5% скидка
Промокод "KURSFINDER" необходимо назвать менеджеру по продажам
KURSFINDER
Да
4.87 149 137
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
1
8 295 ₽
Да
0.00 0 0
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
1 990 ₽
Нет
1 000 ₽
Нет
30 часов
1 350 ₽
Нет
4.35 4116 3997
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
3 месяца
44 479 ₽
Да
4.59 327 306
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
1 месяц
27 500 ₽
Да
4.71 783 768
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
3 месяца
61 380 ₽
Цена на сайте школы:
66 000
С промокодом от kursfinder -7%
61 380
Рассрочка:
от 2 366 /мес.
Итого:
61 380
7% скидка
Промокод "7% за бесплатную часть" необходимо назвать менеджеру по продажам
7% за бесплатную часть
Да
Бесплатно
Да
42 780 ₽
Цена на сайте школы:
46 000
С промокодом от kursfinder -7%
42 780
Итого:
42 780
7% скидка
Промокод "7% за бесплатную часть" необходимо назвать менеджеру по продажам
7% за бесплатную часть
Да
3.99 679 623
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
11 месяцев
351 140 ₽
Цена на сайте школы:
362 000
С промокодом от kursfinder -3%
351 140
Рассрочка:
от 15 900 /мес.
Итого:
351 140
3% скидка
Промокод "kursfinder" необходимо назвать менеджеру по продажам
kursfinder
Да
4.52 527 512
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
60 000 ₽
Да
6 месяцев
116 000 ₽
Да
3 месяца
100 000 ₽
Да
4.61 207 194
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
8 100 ₽
Нет
8 100 ₽
Нет
8 100 ₽
Нет
4.86 69 66
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
Бесплатно
Нет
Бесплатно
Нет
Бесплатно
Нет
4 недели
14 990 ₽
Нет
Бесплатно
Нет
4.34 135 129
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
2 месяца
46 900 ₽
Да
2 месяца
91 080 ₽
Да
3.65 77 76
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
16 часов
51 000 ₽
Нет
3.99 2896 2812
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
25 116 ₽
Нет
4.25 885 835
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
От 7 недель
От 20 790 ₽
Да
4.59 441 433
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
2,5 месяца
43 000 ₽
Да
4.60 270 268
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
от 2 месяцев
От 6 800 ₽
Нет
3.97 284 259
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
40 ак. часов
От 65 490 ₽
Да
36 ак. часов
От 43 490 ₽
Да
3.48 273 258
Курсы
Курс Длительность Стоимость Рассрочка
6 недель
21 600 ₽
Нет

Другие направления курсов в категории Программирование и IT

Оцените подборку курсов
Средний рейтинг:
5.00
Оценок:
5
Курс добавлен в Избранное
Курс удален из Избранного
Курс добавлен в список сравнения
Перейти к сравнению