Проходил курс на 1с-аналитика.
Я работаю 1с-программистом, но задачи, которые решает аналитик тоже приходится решать в виду того, что аналитиков у нас просто нет по штату. Задачи прохождения прохождения курса были следующие:
1. Познакомиться с тем, как решают задачи описания бизнес-процессов в других компаниях, получить опыт.
В целом, благодаря Яндекс Практикуму эту задачу я решил.
2. Повысить свои навыки в области документирования целей и задач.
Некоторые шаблоны и решения из тех, что предлагает Практикум мне показались интересными. Но в целом я ожидал большего.
3. Получить новые знания в своей области - программирования и проектирования.
Здесь цели достичь не удалось.
4. Научиться технологиям тестирования и попрактиковаться в этом.
Здесь цели достичь не удалось.
Курс меня заинтересовал тем, что:
во-первых, это - Яндекс, а Яндекс плохих вещей не делает;
во-вторых, продолжительность обучения (около 9 мес) подразумевает серьёзный подход к делу.
Теперь расскажу подробнее о том, как обстоит дело, и с чем столкнется человек, приобретающий обучение в Яндекс Практикуме.
Платформа.
Платформа работает в браузере, ничего качать не надо. Аутентификация завязана на профиль Яндекса, что удобно. Тем не менее, только одним браузером ограничиться всё же не выйдет.
Вам необходимо буджет скачать Корпоративный мессенджер Пачка для взаимодействия с куратором, наставником и другими студентами. Общение и официальные объявления происходит в нём. Есть ещё группа в Телеграмме, но она неофициальная.
Для выполнения задач, связанных с 1с, вам дадут доступ к Сервису 1С:Фреш. Ничего самому настраивать не надо (кроме пароля), всё работает из коробки. Очень удобно, однозначно плюс.
Для проектирования бизнес-процессов используется сторонний сервис app.diagrams.net. Тоже в браузере, так что и здесь проблем не будет.
Все ваши работы вам надо будет хранить в облаке. Я делал это на Яндекс Диске, но и другие (Гугл Диск, например) тоже можно использовать. Здесь вам предоставлена возможность выбора.
Также для воркшопов (Это что-то типа видеоконференций, если я правильно понял) вам предложат установить какой-то месенджер. Тут сказать ничего не могу: у меня не хватало времени для участия в этих самых воркшопах. Впрочем, судя по тому, что я окончил курс, можно сделать вывод, что участвовать в них хоть и желательно, но не обязательно.
Процесс обучения.
Представляет собой совокупность множества тем, логически объединённых в функциональные блоки, они называются спринтами. Например, для 1с-аналитика блоки были: "Работа с требованиями", "Бизнес-процессы", "Постановка задачи разработчику" и т.д.
Каждый блок представляет собой теоретическую часть, по мере прохождения которой вам предлагают некие задания для самостоятельной работы, чтобы вы могли понять, правильно ли усваиваете теорию. Все такие задания даны в формате тестов, так что поколению ЕГЭ понравится))
Но и приверженцам классического формата образования расстраиваться рано: в конце почти каждого спринта вас ждёт домашнее задание, и здесь уже простым угадыванием ответов не отделаться, придётся поработать. В целом, такой организацией учебного процесса я остался доволен.
По форме задания представляют собой HTML страничку с текстом, в который встроены скрипты тестирования и кое-где картинки для лучшего восприятия материала. Истории вымышленных персонажей, обучающихся вместе с вами, присутствуют. Также присутствуют котики. Кому-то это нравится, кому-то может покажется неуместным. Мне эти элементы дизайна были безразличны: не раздражали, но и какого-то интереса не вызвали.
Курс 1с-аналитика.
В курсе много теории. Очень много. Причем я не всегда мог понять, как эта теория хоть как-то может быть связана с практической деятельностью на предприятии.
Возможно, вы помните из школы, как вам предлагали запомнить, какие классы млекопитающих существуют и чем рептилии отличаются от членистоногих. Здесь это присутсвует в полной мере. Какие-то классификации, методы, классификации методов, методы классификации и прочий абстракционизм. Мне это не понравилось, и после прохождения таких теоретических блоков я сразу благополучно всё забывал. Тем не менее, это раздражает.
С уверенностью могу сказать, что примерно половина всего контента - это теоретическая вода. Ничего о ней говорить более не буду (да и что тут ещё можно сказать?), поэтому далее буду говорить только о теории, хоть как-то приближенной к практике и о самой практике.
С точки зрения разработчика курса, 1с-аналитик - это проставка между заказчиком и программистом, между бизнес-целями и их реализацией. Человек, занимающийся исключительно документацией, главное оружие которого - LibreOffice Writer.
И вот здесь начинаются тонкие места.
Во-первых, такая узкая специализация не подходит для маленьких предприятий, где штат IT мал, и зачастую програмист является ещё и сисадмином и тем самым аналитиком.
Во-вторых, узкая специализация приводит к оторванности от соседних специальностей. Аналитик должен уметь программировать, должен знать конфигурации, должен отличать дебет от кредита и мочь уметь заменить специалиста кадров. Хоть на пару дней))
По прошествии обучения у меня сложилась устойчивое ощущение, что в том виде, в котором аналитика видит разработчик курса, он будет некомпетентен.
Я не знаю, подготовлен ли курс профессиональным аналитиком. Если это так, то мои выводы только подтверждаются: в процессе обучения я не один раз сталкивался со странными решениями, которые предлагаются обучающимся. Усуглубляет ситуацию то, что некоторые эти решения являются обязательными к исполнению учащимся.
Чтобы не быть голословным, приведу лишь несколько фактов:
1. В спринте по знакомству с 1с нам предлагают следующую историю: Вымышленная Вика (по тексту она - опытный аналитик) спрашивает у стажёра Марка, с чего он предлагает начать для того, чтобы сделать документ продажи. Марк отвечает, что начал бы с регистрации номенклатуры,
но Вика сразу поправляет его, что правильно начинать с регистрации поставщиков, так как товар на складе не может появиться ниоткуда, и должен быть вначале куплен. Таким образом, читатель видит, что стажёр ничего не понимает в бизнес-процессах, и ему надо ещё много чему научиться.
И всё бы хорошо, но во-первых, это подаётся с явным намёком на то, что обучающиеся (именно они подразумеваются под стажёром) сравнимы с малыми детьми, которые не знают, откуда берется колбаса в холодильнике, а во-вторых, тут присутствует логическая ошибка: товары не обязательно должны быть куплены, они могут быть произведены. И в таком случае регистрация поставщика действительно не требуется.
Вы, наверно, скажете, что я придираюсь по мелочам. Однако, общая картина всегда состоит из мелочей.
2. В одном из заданий вам предложат сделать регистр накопления без ресурсов. Задание, к счастью, подразумевает иные решения, но тут вам придётся проявить изобретательность в придумывании своего решения, не такого экзотического, как задуман автором курса.
3. В другом задании вам необходимо написать в ТЗ, что на этапе ввода начальных остатков аналитику нужно ввести остатки по оборотному регистру продаж. Здесь убедить ревьюера будет сложнее в странности подобных глав ТЗ. Но о ревьюерах позже.
4. На этапе дипломной работы главбух ссылается на фсбу 6/2020, и говорит, что инвентарь и спецодежда отличаются от запасов тем, что по ним начисляется амортизация.
Если вы не начинающий аналитик, а человек, имеющий опыт, вы без объяснений быстро поймёте, что в этих примерах мне показалось странным. Если же начинающий - просто поверьте на слово, что предлагаемые решения как минимум спорны, если не сказать более - сомнительны.
Повторяюсь, мелочи, несущественные сами по себе, образуют общую картину.
Тестирование.
Спринт тестирования меня разочаровал. Я ожидал, что будут описаны примеры тестирования, продукты тестирования, будет практика с тестированием модулей. Ничего этого нет. Одна теоретическая вода. Даже сказать нечего.
Диплом.
Да, здесь будет настоящая дипломная работа! Или... нет? Я, если честно, немного боялся дипломов, так как помнил, что было на последнем курсе универа - свой собственный проект, структурированный строго по методичке, но при этом совершенно уникальный и потому - трудный. Уникальное всегда трудно, это творчество.
Однако, реальность оказалась совсем другой. У вас не будет своей работы. Дипломная работа у всех будет одинакова. Как это возможно? Да, вот такой вот лес без деревьев))
И я бы сказал, что я этому рад, если бы не одно но. Все те узкие места, которые я описал выше, тут встают в полный рост: странные представления о работе программиста и других специальностей неизбежно привело к странным решениям в сфере компетентности уже непосредственно аналитика.
Не буду подробно объяснять, что он вас потребуют сделать, и каким образом, скажу лишь то, что диплом не подразумевает никаких иных решений, че то, что предполагал автор курса. Но само это решение вам, разумеется, не скажут.
То есть, вам придётся его угадать! Что по причине того, что я сказал выше, мне далось совсем нелегко.
Ревьюеры.
Ревьюер - человек, проверяющий ваши задания. Вы кидаете ему ссылку в облаке на выполненное домашнее задание. У ревьюера есть методичка, как должно быть в домашнем задании. Также есть шаблон ответов. Ревьюер смотрит расхождение между решением автора курса и вашим. Разницу оценивает на свой вкус и кладёт либо в раздел "обязательно к исправлению",
либо в раздел "желательно к исправлению" шаблона ответа. Первая проверка всегда оканчивается тем, что "надо кое-что доработать". Далее - как пойдёт, общее количество ваших попыток отправить ссылку на домашку, вроде бы не ограничено.
Не стоит ждать чего-то особенного от ревьюера, максимум - вам расскажут, как должно быть в представлении автора курса, и где вы "ошиблись". В случае, если ваша ошибка вам не понятна, или вы не считаете ее таковой - вас отправляют к наставнику.
Наставник.
Предполагается, что это - человек, с которым можно обсудить ваши домашки, который разъяснит ошибки подробно и с ним можно общаться в режиме онлайн (через Пачку), а не через сайт, как с ревьюером. Однако, по факту всё не совсем так, как декларируется.
Наставник должен ответить вам в течение какого-то времени (вроде бы это день). Но вы ему нахрен не нужны (ему не платят за каждый ответ, как ревьюеру), поэтому общение происходит весьма забавно:
вы кидаете ему вопросы в чате, он молчит. Спустя день - говорит, мол, ща, добрался до работы, отвечу. Отвечает на все вопросы разом и пока вы читаете его простыню, сразу же пишет, что у него много дел и надо уходить... до завтра)) Но завтра он-де обязательно ответит, поэтому если что-то непонятно - пиши!
На встречные вопросы по его "простыне" отвечает, разумеется, ещё через день. То есть, нельзя сказать, что он не отвечает, нельзя сказать, что с опозданием, ничего нельзя сказать. Вы сами всё понимаете, надеюсь)) При этом в периоды своего "затишья" наставник вполне может флудить в соседнем чате.
Наставник тоже имеет методичку того, как должно быть по задумке автора курса. И его задача - объяснить вам, как сделать так, чтобы ревьюер быстрее принял вашу работу.
То есть, в итоге, вы так или иначе должны будете сделать диплом, который как одна капля воды будет похож на ту самую методичку (я ее так и не увидел, впрочем) автора курса.
Как итог: к сожалению, я из курса узнал очень мало нового. Сама идея обучения в Яндекс Практикуме мне кажется перспективной, но реализация хромает.