Этот отзыв я начал писать через полтора месяца после начала своего обучения, чтобы в деталях поделиться своим опытом и проследить, как изменялось мое отношению к обучению и к команде сопровождения Яндекс Практикума (АНО ДПО «Образовательные технологии Яндекса», далее – ЯП).
Перед прочтением отзыва настоятельно рекомендую прочесть «Оферту на оказание образовательных услуг дополнительного образования Яндекс. Практикум для физических лиц». К своему сожалению, я ознакомился с этой информацией через 5 месяцев после начала обучения. Яндекс принудительно ознакомляет с офертой только на заключительном этапе - заполнении данных для получения диплома установленного образца о проф. переподготовке (этот документ доступен, если у вас есть диплом о высшем образовании; во всех остальных случаях выпускник получает сертификат об успешном прохождении курса).
Зачем я начал обучаться? В свои 28 лет я наконец-то решился получить новое образование, но не второе высшее, а в виде проф. переподготовки. До того, как я познакомился с ЯП, я изучал разные ВУЗы по всей стране, которые осуществляют образовательные дистанционные услуги. У Яндекса весьма агрессивная реклама, которая встречается мне и по сей день. Прохождение бесплатного теста на профориентацию (от МГУ и ЯП) помогло мне определиться с направлением. В результатах теста на первых позициях были указаны «Пайтон-разработчик» и «Джава-разработчик». Я выбрал следующее направление в списке - «Бизнес-аналитик» (далее-БА), потому что отдален от программирования. Через полгода при прохождении спринта «Базовый SQL» я еще раз перекрестился и порадовался тому, что не выбрал программирование.
Отдельно хочу подчеркнуть, что вводные бесплатные уроки не дают должного представления, насколько вы со своим типом мышления подходите под ту или иную специализацию. Осознание этого приходит на третьем месяце учебы. Именно тогда из нашей группы перевелись двое студентов которые осознали, что направление БА им не подошло.
Яндекс проводил на тот момент акцию – пройдите вводный урок до указанной даты и получите скидку 15% на весь курс. Максимальную скидку 20% можно было получить вблизи 11.11. (актуальность на 2024 г.).
Курс мне обошелся в 132 600 рублей (ежемесячное списание с карты 16575 рублей на протяжении восьми месяцев). Рассрочка на обучение – это удобно, чем заплатить сразу всю сумму, однако при рассрочке переплата имеется. Если у вас есть возможность на вашей дебетовой карте подключить кешбек за категорию «образование», не пренебрегайте этим.
До начала курса я посмотрел вводный вебинар от ЯП «Востребованные навыки для успешной карьеры: как Практикум делает курсы для вас» - команда мониторит сайты по поиску работы, анализирует рынок труда. И главная мысль в этом всём, что они не создают невостребованные продукты, только актуальные курсы с максимально свежей информацией для обучающего. Такой подход меня не оставил равнодушным. Вебинары эти отшлифованы по качеству – картинка, упорядоченная речь приглашенных спикеров – 10 баллов из 5 возможных. Но это не имеет ничего общего с качеством вебинаров, воркшопов, хакатонов – всех тех активностей, которые будет проходить студент после.
Один из важнейших вопросов, который был задан на одном из таких вебинаре – «нужен ли английский язык для обучения?». И тогда нас заверили – необязательно. По прошествии 2/3 обучения я четко осознал, что базовое знание английского необходимо. Очень много английских аббревиатур – BPMN, MVP, SQL, ER, Use Case, и потом бывает непросто вспомнить что такое ER-диаграмма, но если у вас есть базовое владение языком, то вы вспомните про entity-relationship, sctructured query language и т. д.
Существует 2 версии курса «БА»– обычный и расширенный. Я остановил свой выбор на расширенном курсе, т. к. посчитал, что в обучении не бывает лишней информации. Считается, что бол-во курсов от ЯП рассчитаны для людей, которые хотят ознакомиться с направлением IT с нуля, но есть отдельные курсы, которые предполагают, что вы уже приходите с определенным уровнем знаний. Я не считаю, что курсы по БА и, скорее всего, по другим направлениям можно осваивать с нуля. Время от времени проскальзывают термины, которые вы уже должны уже знать по умолчанию – например, CRM-система. Да, со всеми незнакомыми терминами можно и нужно знакомиться в интернете, но факт остается фактом – все-таки не с нуля должно начинаться обучение в Практикуме.
Уже в середине обучения я понял, что я не слишком много потерял, если бы оплатил обычную версию курса.
Преимущества расширенного курса:
1) добавился теоретический материал про Agile, который можно найти в интернете;
2) 2 индивидуальные одночасовые онлайн-встречи с ревьюером (можно задавать любые вопросы, которые возникли в ходе обучения. Можно даже спросить про личный опыт ревьюеров; как они находили работу в свое время, и что они могут посоветовать – даже от таких вопросов ревьюеры не отказываются). Первую встречу я запросил по спринту «метрики» - ее вел Владимир К. Вторая встреча была с Евгенией Н. уже через неделю после завершения обучения о разных инструментах для работы в БА. Обе встречи оставили положительные впечатления. Я получил развернутые ответы на мои вопросы);
3) закреплённый ревьюер для проверки домашних заданий (ДЗ)/дипломного проекта (ДП). Когда ты знаешь своего ревьюера и по имени, и в лицо, то уже примерно понимаешь, какие замечания можно ожидать от него; это облегчает процесс сдачи ДЗ.
У одногруппников из обычного тарифа каждое новое ДЗ проверял случайный ревьюер. Был случай, что у одногруппницы из обычного тарифа случился эксцесс с одним из ревьюеров - Александром М., который принял работу только с 4 итерации, хотя предусмотрено 3 итерации. Тогда ей пришлось обращаться к куратору для подключения старшего ревьюера.
4) Участие в хакатоне, который теоретически дает дополнительный опыт для резюме и дополнительные 36 часов в дипломе.
5) 7 групповых встреч с ревьюером.
Чем ознаменовалось начало обучение? Итак, старт обучения был запланирован на 3 октября. 1 октября на почту приходит письмо-приглашение в «Пачку» (корпоративный мессенджер). В «пачке» куратор просит студентов публично представиться и рассказать о себе. Мы представились, познакомились, дружно ожидали 3 октября и в тот же день узнали, что новый спринт недоступен.
А новый спринт открылся 7 октября, потому что все спринты всегда открываются по понедельникам. И это не последний сюрприз, который нас ожидал. В конце ноября куратор уведомила группу, что новогодние каникулы будут заботливо продлены еще на одну неделю до 19 января, чтобы все успели отдохнуть. И неважно, что конец обучения был запланирован на 18 мая, но уже потом стала фигурировать дата - 1 июня. Был и приятный сюрприз – работу над ДП мы начали на неделю раньше (5 мая). Такой подарок решила нам сделать куратор. И у нас было 4 недели вместо трех положенных для сдачи работы.
Само обучение в практикуме начиналось «за здравие». В первых темах рассказывается о том, что быть новичком – это тоже навык; что не существует глупых вопросов; рассказывают про самоорганизацию; о том, как структурировать, приоритизировать информацию; как сохранять концентрацию и не терять мотивацию во время обучения. Это довольно важные психологические аспекты. И то, что обучение начинается именно с этой информации – бесценно. По своему опыту могу сказать, что лучшая мотивация – это ваш личный неизменный интерес к знаниям и осознание, зачем вам это нужно. Моя мотивация стихла к 6 месяцу обучения, и ДП я сдавал с мыслью «поскорее бы поставить точку в этом обучении».
О теории. Основное преимущество – это то, что теория изложена в виде текста. Ее можно читать в любое свободное время. Это гораздо удобнее, чем пересматривать онлайн-лекции. По задумке создателей теорию можно читать и через мобильное приложение, но постоянно оно выдает ошибку «урок не загрузился. Наш сервер устал». Спустя какое-то время приложение откроется, но пользоваться с удобством у меня ни на смартфоне, ни на планшете не удалось. Если с чтением теории еще более-менее получалось, то проходить мини-тесты, которые периодически встречаются в теории для закрепления знаний, затруднительно с помощью сенсорного устройства. Никаких проблем не возникло только при использовании стационарного компьютера.
При прочтении теории можно выделить незнакомое слово и нажать на кнопку «уточнить у YandexGPT». Чаще всего нейросеть даст короткий ответ, но этого недостаточно. И ты по старинке ищешь незнакомый термин через поисковик.
Самим качеством теории я остался недоволен. Очевидно, разные спринты писали разные люди в разное время. В каком-то спринте, например, появлялся на тот момент незнакомый термин «демо», но что это становилось понятным только в следующих спринтах. И, наоборот, была ситуация, когда тебя уже познакомили с термином, но вдруг через несколько спринтов тебе снова рассказывают, что это значит. Несколько раз я натыкался на логические ошибки, например, в схемах (сам курс датируется апрель 2023 г.).
Создатели курса зачастую пытаются на пальцах объяснить сложные вещи. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, в стремлении сильно упростить информацию они уходят далеко в сторону от реальной терминологии. И ты вроде что-то понял, но ты снова открываешь поисковик и ищешь значения термина уже в других источниках.
Чтобы теорию как-то разнообразить, создатели внедрили нарисованные картинки с главной героиней Настей Белкиной. Сюжет вдохновляет: «видимо, не так давно Настя окончила школу и устроилась работать оператором колл-центра доставки продуктов «Сытый зайка». Там ей быстро предлагают пройти стажировку бизнес-аналитиком. На протяжении курса Настя становится ценным кадром».
Домашние задания. Чаще всего не было понимания, что в задании от тебя требуется. Благо, что ментор/ревьюер могли подсказать, с чего хотя бы начать. Вообще большая часть работ строилась на гипотезах. Например, нужно прописать бизнес-требования, и ты их просто выдумываешь. Или же прописать вариант использования какого-то действия в CRM-системе. И снова сидишь и по шагам в голове фантазируешь, что вот такую кнопку ты нажал, а система тебе выдала следующее сообщение. Домашние задания дают возможность отработать не всю теорию, представленную в спринтах, а только часть.
Базовая терминология.
Спринт – определенная глава курса, в которой сгруппированы темы. Все обучение разбивают на спринты (например, у меня было 16 спринтов). Спринт длится 2 недели и открывается по понедельникам (но не в 00:00, а уже под утро). Предполагается, что первую неделю вы изучаете теорию, потом вы приходите в субботу/воскресенье на групповой воркшоп и уже на второй неделе выполняете домашнее задание. Возможно, в других курсах спринт занимает большее количество времени.
Спринтам не хватает гибкости. Например, студенты, которые смогли закончить спринт раньше, чем за две недели, будут вынуждены ждать открытия следующего спринта наравне со всеми.
12 января я обратился в ЯП-бот в телеграм, чтобы узнать, могут ли открыть для меня персонально новый спринт 13 января вместо 20-го, на что был получен ответ, что у них таких полномочий нет, и спринты открываются в зависимости от дедлайнов и установленного расписания. Но уже через пару дней куратор спросила нас, хотим ли более раннего доступа к курсам, после чего доступ был дан. И вот это несоответствие информации от команды Практикума встречалось потом неоднократно.
31 марта я обращался к куратору с просьбой открыть мне спринт по метрикам на неделю раньше, т. к. уже с 7 апреля предполагалась двухнедельная работа с хакатоном. Совмещать хакатон и обучение в нерабочее время было бы совсем затруднительно. Куратор пошла мне навстречу и открыла спринт…одним нажатием сразу для всех одногруппников.
Спринт по SQL – это отдельная тема для разбора. Яндекс хоть и открывает этот спринт за 4 месяца до окончания обучения, но при этом официально по расписанию на этот спринт выделяется всего лишь неделя. Если открыть сам спринт, в нем информация о том, что он рассчитан на две недели. У меня ушло более 5 недель, чтобы справиться с заданиями. Спринт логически сложный, в нем мало информации и примеров; приходилось искать расширенную информацию в других источниках. Этот спринт разрешалось не проходить до конца, т. к. в любом случае в диплом попадет «базовый sql» (40 часов). Уже после сдачи ДП я приобрел авторский курс по SQL за 700 рублей. Там подробно в видео рассказывают про все тонкости работы с SQL.
Сколько времени в неделю уходит на обучение? В среднем уходило 15 часов (без учета воркшопов/вебинаров) – это тот самый минимум. Но чтобы хорошо усваивать материал я бы рекомендовал закладывать 3-4 часа в день. Но в любом обучении действует правило «чем дольше, тем лучше». Материал не всегда можно понять с первого раза, приходилось перечитывать, искать расширенную информацию в интернете. На протяжении 8 месяцев моя жизнь, действительно, поменялась. Хоть час вечером, но все-таки приходилось уделять учебе. И сказать, что процесс прохождения дистанционных курсов легкий, я не могу. Он комфортный в том плане, что вам не нужно ехать в учебное учреждение с тетрадками через пробки. Но хорошо у нас успевали в группе те, которым работа позволяла отвлекаться на учебу.
Дедлайны. В ЯП есть понятия «мягкого» и «жесткого» дедлайна. Например, второй спринт будет доступен для прочтения, даже если вы не сдали домашнее задание по первому спринту. Но при этом домашнее задание №2 вы сможете сдать на проверку только после того, как у вас не просто проверят первое ДЗ, но и зачтут его – по такому принципу осуществляется «мягкий дедлайн». Жесткий дедлайн на проектах и ДП. Проект/ДП не включают в себя теорию. Чтобы сдать их, нужно иметь зачтенные предшествующие ДЗ (например, для первого проекта нужно иметь зачтенные ДЗ № 1,2,3). Кроме того, проект/ДП надо сдать в определенный срок, например, до 1 декабря. Если вы по какой-то причине не успели, вас могут перевести в когорту, которая начала обучение позже вашей когорты. Подобных переходов к отстающим может быть не более двух раз. Но в нашей группе был случай, когда куратор пошла навстречу одногруппнице, приняла во внимание заболевание ее ребенка и в третий раз перевела ее в другую группу уже на моменте сдачи ДП.
Когорта – это группа студентов (в нашей когорте было ~110 студентов).
Ревьюер – сотрудник, который проверяет работы студентов. Для расширенного тарифа ревьюер проводит 7 групповых вебинаров (вебинар в среднем длился около полутора часа), чтобы рассмотреть основные ошибки, допущенные при сдаче работ. И еще раз частично повторяется материал из теории, на который нужно обратить внимание. Например, первый вебинар захватывал ДЗ №1 и 2. Студентам не показывают «эталонные решения» - как можно было бы сделать ДЗ, видимо, из-за соображений утечки информации. И такой подход многим в нашей группе не понравился. Но главный минус в другом – очередной вебинар не проводился до того, пока все студенты не сдадут свои работы. И в итоге вебинары проходили через месяц, а то и полтора после сдачи ДЗ, когда уже в памяти твоей не самые свежие знания. И особенно это вызвало раздражение во время дипломного проекта. Вдруг назначают вебинары №5 и № 6 (с перерывом в 10 дней), которые уже неактуальны, потому что свободное время уделяется работе над ДП.
Мой ревьюер проработала 5 лет в БА. В среднем ответ от нее по каждой работе составлял 35-40 часов из 48 допустимых. Никаких трудностей в работе с ревьюером у меня не возникало. В редких случаях было не понятно, что нужно подправить.
Домашние задания сдаются через форму гугл-таблиц (указываются ссылки на ваши работы), где можно задать вопросы ревьюеру и получить там же ответ. Ревьюеру в нашей когорте (тарифу «про») допускалось задавание вопросов в личных сообщения в «Пачке» (ответ приходил через 1,5 дня), но это было исключением из правил, т. к. по правилам ЯП вопросы ревьюеру можно задавать через куратора.
Но всех ревьюеров ЯП объединяют кейсы по проверке ДЗ. На первом ДЗ они представляются и рассказывают, что «у нас принято общаться на ты». Во всех остальных работах их проверка всегда начинается с того, что они рады проверять наши ДЗ. Заканчивается текст словами «ты – большой молодец. Осталось немного подправить, и жду твою финальную версию работы».
Т. к. у нас была возможность с одногруппниками делиться моментами из обучения, то в скором времени мы поняли, что разные ревьюеры дают одни и те же комментарии для исправлений (те самые пресловутые кейсы для проверки). И порой мы наблюдали проверку по диагонали, когда ревьюер просит тебя исправить то, что у тебя уже сделано должным образом, или вовсе не просит исправить. Шаблонные фразы – это один из значимых минусов обучения, потому что приходится подгонять свою работу под какой-то кейс, который присутствует у ревьюера. Ревьюер пишет, чего не хватает в работе, но при этом не дает информации о как таковых пробелах в обучении и не отсылает тебя к определенным темам для повторного прочтения. Яндекс выбрал метод «пряника без кнута».
Ментор – специалист, который проводит воркшопы. Ментору можно было задавать вопросы в «Пачке», но ответ можно получить как на следующий день, так и через два дня. Ментор в каждом спринте в «Пачке» публиковал дополнительные материалы по спринту для самостоятельного изучения (ссылки на статьи, видео на ютюбе).
Воркшоп — это вебинар, предполагающий работу в группах (видеовстречи в Zoom). Сначала ментор быстро проходится по теории, потом зал делит по несколько человек в группе, после чего каждая группа выполняет задание. В самом конце каждая группа презентует свою работу, а ментор комментирует, что можно было бы улучшить. Если на первый воркшоп пришло человек 40, то уже все последующие - не более 20. Связываю это с малоинформативностью данных занятий.
Основные минусы воркшопов:
1) Для работы в группах давались на тот момент сложные задания, для которых отводилось полчаса, иногда час. Но смысл в том, что с теми знаниями, с которыми мы приходили на воркшопы, нам не хватало времени, чтобы сделать работу должным образом. Периодически мы успевали сделать в лучшем случае половину от того, что от нас требовалось.
2) Из-за временных рамок ментор также не успевала проверить наши работы от и до.
3) Плавающий тайминг воркшопов. Если обещали 2 часа для воркшопа, то обычно это занимало до трех часов, и люди, которые не располагали таким свободным временем, в определенный момент прощались.
4) Воркшопы давали возможность отработать только крохотную часть от той информации, что давалась нам в спринтах. Иногда на воркшопе мы разбирали тот инструмент, который вообще не пригождался нам в домашних заданиях.
5) Ссылку на запись воркшопа/вебинара из Zoom чаще всего присылали в «Пачке» в понедельник, если занятие проходило в субботу (обычно в 11 утра и занимало 2-3 часа).
Для воркшопов были нужны установленный Zoom (почему ЯП не использует свой «телемост» - вопрос открытый), микрофон и подключение к Miro (интерактивная онлайн-доска. Инструмент был разработан в Перми, но уже три года как компания открестилась от пользователей из России и Беларуси. И несмотря на то, что сервис доступен, он работает с ограничениями. Во время выполнения ДП я испытал панику, когда пытался найти вайрфреймы для создания прототипа сайта. В интернете решения не было. Последним шагом отчаяния было включение VPN, и именно тогда появились вайрфреймы. В копилку вопросов без ответов добавилось «почему ЯП не использует отечественные аналоги Миро – VK доска, pruffme и т. д.»).
И ревьюера и ментора объединяет то, что они не преподаватели. Диалоги с ними напоминают посиделки на кухне за чашкой чая, когда тебе рассказывают, как прошел день. Да, эти люди - специалисты в своей области (ревьюер в БА – 5 лет, ментор – 10 лет), они были дружелюбны, и с ними было приятно общаться, но периодически в вебинарах мы слышали бедную и невыразительную речь. Когда я записывал видеопрезентацию ДП, то же самое я понял и про свою речь. Это я к тому, что быть специалистом в своей области – это одно, а грамотно передать знания – уже совсем другой навык, на который как-то не акцентирует внимание команда практикума в отличии от тех вводных вебинаров, где речь спикеров отшлифована.
Куратор в отличии от ревьюера и ментора не обладает компетенцией по вопросам БА, заточен, в основном, на организационные моменты и маркетинговые активности. Куратор отвечает на вопросы в «Пачке» с 9 до 18 (мск) в будние дни. Звонки куратору не предусмотрены. Куратор может ответить как через 20 минут, так и через три часа. Периодически мы наблюдали, что у куратора недостаточно информации, чтобы проинформировать нас здесь и сейчас, и куратор уточнял информацию у вышестоящих коллег. Наша группа получила уникальный опыт- половина курса с нами была одна куратор, вторую половину – другая. И когда начался спринт по SQL, куратор №2 дала отличную информацию от той, что была представлена ранее первым куратором.
Отдельная роль у кураторов – создавать нарочито псевдодружелюбную атмосферу с обилием смайликов, мемчиков. Посты, которые они выкладывали в пачке – это опять же шаблонные кейсы, которые если как-то куратор и меняет на свое усмотрение, то незначительно. После некоторых постов, что выкладывали кураторы, вопросы не только не закрывались, но и увеличивались.
У нас была и остается группа в телеграм, где кураторы также администрировали, что и как мы писали. Они следили за тем, чтобы мы не давали списать одногруппникам. Разрешалось отправлять скриншоты по проверке ДЗ от ревьюеров, и это весьма облегчало работу над ДЗ. Они нас не поздравляли от себя с такими праздниками как Новый Год, День Победы, День Студента. Если какие-то поздравления в «пачке» были, то они носили декларативный характер «поздравляю вас с наступающим Новым годом. Далее текст по кейсу». От нас переходили студенты на другие направления, к нам приходили отстающие студенты, и кураторы на это не реагировали. И я бы на этом не заострил внимание, если бы спринты открывались каждый раз без оставления обратной связи на несколько минут. А в ней каждый раз нас спрашивали, довольно ли мы обучением, ощущаем ли мы заботу и поддержку куратора, что можно улучшить и т. д. В течение всего обучения мы не заметили, что наша обратная связь хоть как-то повлияла на спринты. Но после оставления негативной обратной связи всегда в пачке в личные сообщения приходили кураторы, чтобы уточнить поподробнее, что не так, и передавали эту информацию каким-то отделам.
Первый куратор мне категорически не понравился. Наша когорта была у нее первой. И там, где ждали ответа от нее, она могла прийти в комментарии и просто поставить «одобряющую реакцию» на ответ другого студента, который ее опередил по ответу на несколько часов. Перед новым годом она опубликовала пост, в котором применила термин «SLA (Service Level Agreement)». В комментариях я написал, что это непонятный термин. Вместо разъяснения термина куратор отшутилась, что «сразу видно, кто не читал текущий спринт». Потом завязалось групповое обсуждение со мной в главной роли, где я написал о необходимости доступно излагать информацию, особенно если указываются иностранные аббревиатуры. Тема стала одной из наиболее обсуждаемых среди одногруппников на тот момент. После чего куратор пришла в личные сообщения, сказав, что мое поведение – это проявление пассивной агрессии. И она с таким трудом выстраивала дружелюбную атмосферу, а я поступил нехорошо. Я, конечно, объяснил куратору, что у меня нет личных счетов. С куратором заключили мир, так сказать. А термин «SLA» так и оставался загадкой, пока уже в другом посте другой куратор не написала, что работы будут проверены с увеличенным временем.
В феврале куратор №1 сообщает новость о том, что она покидает нашу когорту, находясь в процессе ротации. Как позже выяснилось, она стала менеджером сопровождения. Как выяснилось уже после обучения, куратор №2 тоже находится в какой-то ротации.
Вторая куратор – Дарья Х. Она была более открытой, давала более оперативные и точные ответы. Дарья несколько раз шла мне навстречу. Например, в начале марта я оказался в больнице. И не мог там выполнять проект №2. И т. к. выполнение проекта ограничено жестким дедлайном с последующим переводом в другую когорту при несвоевременной сдачи, то я попросил Дарью дать мне дополнительно еще неделю. Дарья пошла навстречу, и я все успел. Как я писал ранее, Дарья согласилась открыть мне пораньше спринт по «Метрикам» (еще один неудачно прописанный спринт после SQL), когда надвигался хакатон. В общем, Дарья стала приятной противоположностью первому куратору и старалась действительно помогать студентам.
Поговорим о целевой аудитории (ЦА) ЯП. Первоначально ЯП заявляет, что вне зависимости от возраста и профессии каждый может прийти за знаниями в ЯП. На открытых встречах команда ЯП гордится, что даже 60-летние студенты у них выпускаются.
С первого дня обучения команда сопровождения прививает студентам культуру «давай на ты». Потом я искал информацию в интернете, откуда у панибратства ноги растут. Оказалось, что Яндекс в своей корпорации давно придерживается такой политики среди своих сотрудников (далеко не единственное решение, которое Яндекс перенял у западных коллег). И иногда это доходит до абсурда. Так среди призов на предновогодние розыгрыши от ЯП студентам обещали встречу с неким Вовой (это не сосед из первого подъезда, а очередной директор в ЯП).
В ноябре куратор пригласила студентов на квиз (нашу когорту и параллельную). Мероприятие вели два куратора (на тот момент текущий куратор с будущим). Вопросы были рассчитаны на зумеров – от хитов Бьенс до самого кассового американского фильма. Были, конечно, вопросы географического плана, но вопросов на знание отечественного кинематографа или искусства не было.
В одном из спринтов прочел следующее: «Разберём каждый из составляющих карты подробнее на примере супергероев из киновселенной MARVEL». Наверное, это и есть ответ, на какую ЦА ориентируется ЯП.
Амбассадоры, ревьюеры, кураторы – в основном, поколение-Z, в редких случаях встречаются «игрики» (миллениалы).
Хакатон, или shithappens. С самого начала хакатон является ярким преимуществом расширенного курса от обычного. Хакатон (марафон для хакеров) – мероприятие, где решают IT задачу. В самом начале обучение куратор оповестила нас: «у вас будет возможность в группах в формате хакатона поработать над настоящим кейсом от бизнес-заказчика, результаты которого смело можно будет добавить в своё портфолио».
31 марта (за 2 месяца до конца обучения) нас попросили заполнить форму-заявку на участие в хакатоне, при этом объективно оценив свою занятость, чтобы впоследствии не подвести команду. Студенты участвуют из разных когорт. Например, в нашей команде двое участников были из моей когорты, а двое – из других. Один парень пробыл в нашей команде два дня, после чего покинул нас, ссылаясь на занятость. Одна девушка проходила хакатон, параллельно выполняя дипломный проект (та самая забота о студентах).
Что нужно было выполнить в ходе работы? Изучить мобильное приложение известного супермаркета, который недавно отпраздновал 30 лет, и предложить новые идеи.
Организация данного мероприятия стала из разряда «хуже некуда». Нас добавили в группу в телеграме. Всего было 5 команд по 4 человека в каждой. В каждой группе присутствовал куратор, чтобы следить за ходом работ. Работа над хакатоном длилась с 7 по 18 апреля, за это время было 4 сессии в зуме:
1) первая встреча – вводная, где рассказывали об этапах выполнения хакатона;
2) следующая встреча была через 3 три дня. К этому времени мы должны были презентовать наши идеи ментору, чтобы та отобрала лучшие из них;
3) следующие три дня даются на подготовку артефактов для проекта. Мы выслали на проверку нашу работу, чтобы получить отзыв о том, что нужно подправить. Через день после сдачи артефактов была Q&A-встреча с ментором Ларисой Д. Эта встреча разделила ощущения от хакатона на «до» и «после». Что произошло? Мои коллеги задавали вопросы. Первый вопрос был про BPMN, второй про пользовательские истории. Что делала ментор – она не давала конкретных ответов на наши вопросы. При этом сама она нас призвала рассказать, как мы технически планируем задействовать искусственный интеллект для чат-бота (одно из наших решений). Может, она приняла нас за системных аналитиков или разработчиков? Но нашей компетенции хватало лишь на гипотезы. Техническая составляющая таких решений нам не доступна. Ментор не помогала развить наши идеи. И все рекомендации свелись к тому, чтобы мы перечитали материал из курса. Мы как пришли с вопросами, так и ушли с ними. На встрече она вела себя демонстративно отстранённо. В какой-то момент она резко оборвала доводы моей коллеги словами «Мы больше не будем это обсуждать. Оукей?». Наша Маша ей также ответила «Оукей». Как будто нас ей навязали, и она вынуждена эти 15 минут драгоценного времени, так уж и быть, уделить нам. Мы ушли с мерзким ощущением от этой встречи. Ментор нам не только не помогла, но и настроила нас против себя. Дарья - куратор командных работ, попыталась после встречи в чате сгладить углы – «да, в жизни так бывает, но это опыт, надо быть готовым ко всему». Оставалось 2 дня на исправление артефактов и подготовки презентации к демонстрации решений.
Презентацию выполнял я. Очень волновался, что презентация будет малоинформативной, или что-то в этом духе, но презентация коллегам понравилась. К слову, мне очень повезло с командой. Все девушки были организованными, ответственными, надежными.
18.04.2025 в 18 часов (да-да, все четыре онлайн-встречи проходили в 6 вечера, когда большая часть людей собирается домой. На это ЯП отвечает так: «наши сотрудники работают до семи, поэтому вот так»). Мы собрались в зуме – куратор, ментор, и 15 участников. 5 команд по 10 минут презентовали решения. Большая часть решений у нас у всех совпадала. Команды давали разные формулировки идеям, но их суть чаще всего повторялась.
У нашей команды было сильное преимущество – наши Lo-Fi прототипы были максимально детализированы и реалистичны (были похожи на прототипы средней детализации). Никто из остальных команд даже близко так не смог сделать. Идеи наши были заточены именно под бизнес выгоду. Но была и другая команда, где девушка рассказывала 5 минут об опыте Амазон (крупнейшая американская компания).
Каково было наше удивление, когда презентация об опыте Амазон вошла в топ-3 победителей, а наша работа – нет. Мы удивились такому непрофессионализму ментора, которая поставила личную неприязнь к нашей группе выше наших умений.
По итогу хакатона ментор зачитала общие замечания ко всем группам. Для каждой работы не были озвучены сильные и слабые стороны. И эффект от всего хакатона стал околонулевым. Да, мы улучшили навык удаленной работы в группах, мы частично закрепили материал, полученный в ходе обучения, но не получили главного. Такое же впечатление ментор произвел и на другие команды, как выяснились в ходе беседы с одногруппниками.
Может ли заинтересовать работодателей такой опыт в учебном хакатоне - вопрос попадает в копилку «вопросы без ответов».
Мы пытались получить развернутую связь от ментора через куратора хакатона, но нам не удалось. Потом я делился впечатлениями от хакатона со своим куратором Дарьей. Та тоже лишь выразила грусть от того, что так все случилось. Впечатлениями от хакатона я поделился и с мидл-ревьюером БА – Евгенией Н. И вновь был ответ, что «скорее всего, имели место быть разные точки зрения. Ваше видение отличалось от видения ментора. И такой опыт часто встречается в жизни».
В жизни, действительно, случается много негатива и несправедливости, но в рамках оплачиваемого студентом учебного проекта грубость и незаинтересованность в студентах не воспринимается как драгоценный опыт.
Недавно, 9 июня, у нас состоялся онлайн-выпускной, где показывали снимки с выпускных других групп из офиса Яндекс на Павелецкой. И на снимках. присутствовала ментор. И это отличный повод пропустить выпускной в июле-августе (точная дата нам неизвестна).
Дипломный проект. На просторах интернета я встречал информацию, что яндекс практикует отчисление студента, если работа попадется на плагиат. К счастью, ни я, ни мои одногруппники даже и не пытались приобрести такой опыт. Сам ДП не был сложным по логической составляющей. ДП – это некое обобщение практических заданий из прошлых спринтов. Ничего принципиального нового не было. На дипломную работу выделялись 3 недели (в нашем индивидуальном случае - 4 недели), из которых одна неделя точно уходит на исправления после проверки работы и ожидание тех самых замечаний (до 48 часов) от ревьюера. В сухом остатке остается 2 недели. И за такое время далеко не все смогут успеть сделать весь необходимый объем. А объем немаленький. Поэтому если вы сомневаетесь, успеете ли вы, то лучше взять какое-то время из отпускных дней, чтобы спокойно выполнить работу.
Дипломы мы получили в электронном виде сразу через несколько дней после жесткого дедлайна для ДП. Первая версия диплома – на русском языке установленного образца. Вторая версия – сертификат на английском «Certificate of Completion of the Professional Training Course "Business Analyst: Extended Program". Оригинал диплома обещали доставить через 2 месяца, но его доставил курьер ровно через 30 дней.
В течение месяца после завершения обучения за выпускником сохраняется доступ в мессенджер «Пачка».
К материалам на Яндекс-диске (вебинары, воркшопы, записи встреч) доступ сохраняется в течение полугода. Но можно себе скачать заблаговременно на компьютер.
Доступ к самом курсу остается навсегда.
Карьерный трек. Казалось бы, наше обучение прошло, и нас нечем удивить. Но наступает 2 июня (до 1 числа нужно было сдать итоговую версию дипломной работы), и должен был открыться последний спринт «Запись в карьерный трек». Но спринт у одних открыт с самого утра, у некоторых открывается в обед после нескольких обращений к куратору. И выясняется, что только один раз в месяц осуществляется набор студентов в «карьерный трек», и нужно было записаться до 29 мая. И люди, которые сдали диплом еще 19 мая и так ждали «карьерного трека» на этом моменте испытали достаточно широкий спектр эмоций. Теперь следующий старт карьерного трека 7 июля.
А что вообще из себя представляет спринт «карьерный трек»? Этот спринт длится 4 недели, 2 из которых отведены, чтобы научиться грамотно составлять резюме, следующие две недели отведены для обучения написания сопроводительного письма. И снова придется отправлять свои артефакты на проверку ревьюеру. Но самое интересное начнется потом – акселерация. Это участие в «Яндекс Карьере» (отдельный сервис). В этот сервис можно попасть в течение 6 месяцев после окончания обучения. Иногда там будут присутствовать партнерские вакансии, хакатоны. Акселерация предполагает технические собеседования и карьерные консультации (с какой периодичностью я не знаю). И сама акселерация длится до шести месяцев. От выпускника требуется совершать не менее 10 откликов в неделю (не только на headhunter). В конце каждой недели нужно предоставлять кураторам акселерации отчет о своих откликах. При невыполнении этого условия с выпускником прощаются.
Еще в сентябре 2024 года я не питал иллюзий с помощью в трудоустройстве от Яндекса. Это, действительно, очень сложный процесс. Никто не может гарантировать трудоустройство, особенно в 2025 году, когда рынок IT-кадров перегрет, и зарплаты айтишников начинают снижаться. Джунов (младших специалистов) после онлайн-курсов выпускают тысячами, но рынку нужны ценные специалисты, а не вчерашние студенты. Только в нашей когорте числилось 100 человек. Можно представить, какая конкуренция среди тех же бизнес-аналитиков.
Очень интересная ситуация с трудоустройством от ЯП. Еще пару месяцев на сайте Яндекса числился «Отчёт по исследованию «Мониторинг достижения целей обучения выпускников Яндекс Практикума» (отчет подготовлен НИУ ВШЭ). Насколько тот отчет объективен, уже никто не узнает. Но уже тогда в нем было отображено, что за полгода поиска только 52% выпускников нашли работу в 2022 году против 78% годом ранее. А после 2022 года подобную статистику не вели, по крайней мере, в открытом доступе, но понять реальное положение дел нетрудно. Сейчас этого отчета на сайте практикума нет. Вместо него опубликовано исследование ЯП и hh «Уровень конкуренции в IT среди новичков и влияние дополнительного IT-образования на привлекательность кандидата» со сплошь положительными цифрами.
Опять же специалисты акселерации уверяют, что с помощью их сервиса трудоустраиваются 70% участников акселерации (июнь, 2025). Но главный посыл от них – важнее просто получить свой первый оффер (приглашение на работу); вопрос зарплаты отходит на второй план.
Итоговое впечатление от курсов. Как вы могли заметить, в моем обучении были приятные и откровенно отвращающие моменты.
Первое, что повлияло мою оценку – это стоимость курсов в 130 тысяч (да, из них можно будет вернуть 13%). Но я так и не понял, чем обусловлена такая высокая стоимость. Фактически это самообучение за мои же деньги. Кроме того, я дважды получал уведомление о повышении цен на курсы с 1 января и с 1 июля 2025 г. Яндекс, окстись. Даже стоимость тарифов ЖКХ с такой периодичностью не индексируют. Да, в теории курса дают неплохой базис для ввода в профессию, но эти знания несут ознакомительный характер (обзорная экскурсия в IT). Точно также и с выполнением ДЗ. У студента появляются навыки, но они очень поверхностные. Информации вроде как дается немало, но ее чаще всего не хватает. И ты используешь другие источники. Особенно сильно я это прочувствовал в спринте по SQL (тот самый тренажер для практики из рекламы по ТВ).
Частое несоответствие информации. Куратор и поддержка могут давать совершенно разные ответы. Не всегда ответ несет исчерпывающую информацию.
В начале курсов нам предоставили скиллсет БА, где были перечислены такие инструменты, как Figma, Tableu. Т. е. предполагалось, что после завершения обучения, мы должны уметь работать в этих программах. «Confluence» и «Balsamiq» были заявлены в вводном (доступном для всех) бесплатном уроке. Но по факту эти инструменты не появились в ходе обучения. Возможно, они заблокированы на территории РФ, но почему их упоминание до сих пор числится в вводном уроке? Такое допущение можно расценивать как ввод в заблуждение со стороны Практикума. Фигма появилась только в дипломном проекте, и вся работа с ней заключалась в нажатии одной единственной кнопки, чтобы просмотреть существующий прототип сайта. Согласитесь, что, нажимая на одну единственную кнопку смены слайдов в Фигме, я не познакомился с этим инструментом на должном уровне. Также и обстоит дело с Tableau. Чтобы скачать дистрибутив приходилось задействовать VPN. И сама работа с программой заключалась в двух-трех несложных операциях. Не дает практика в курсах глубоко узнать эти инструменты. Все эти операции несут ознакомительный характер. Вы «дотронулись» до программ и теоретически можете сказать, что опыт работы с ними есть.
ЯП говорит о том, что курсы постоянно обновляются, дополняются. Да, я заметил, что в некоторых отдельных темах добавилось немного информации. Это очень точечные изменения. В феврале я обратил внимание ментора на лишний шлюз в одной из схем. На момент написания отзыва (июнь 2025) этот лишний шлюз из схемы так и не убрали.
Сами курсы рекламируются как доступное вхождение в IT, где после прохождения курсов вас ждет зарплата от 80 тысяч, возможность работать из ближайшего кафе возле дома, попивая лавандовый раф. Принимая во внимание огромное число студентов, закончивших онлайн-курсы (не только практикума), вы уже осознаете, что пробиться в IT на те же 60 тысяч с каждым месяцем все сложнее. Особенно сейчас, когда Герман Греф призвал готовиться к трудным временам в экономике. И даже ревьюеры подтверждают, что «нынче программисты, как юристы и экономисты раньше» (мол, переизбыток количества, недостаток качества).
Среди нашей группы два человека смогли устроиться на работу по БА, даже не закончив курсы. Первую девушку пригласил на работу ее друг. Второй парень нашел работу в своем городе (Екатеринбурге) в местном интернет-провайдере. Работодателя, видимо, устроили даже не завершенные курсы.
И многие из вас зададутся вопросом - есть ли более бюджетная альтернатива курсам? Есть, и это авторские курсы. Я нашел на одной платформе такой курс за 4 тысячи. И таких курсов со временем станет больше, потому что, как выяснилось из опыта других выпускников, сам документ, подтверждающий ваши навыки, не особо ценится работодателями. Скорее, им нужно, чтобы вы на практике могли подтвердить свои навыки. На просторах интернета встречал мнение, что для некоторых работодателей упоминание в резюме того, что вы – выпускник онлайн курсов – шанс, что вас с большей вероятностью отфильтруют.
Красной нитью в ходе курса упоминается специализация СА, и сначала это вызывает недоумение. Но уже после окончания обучения, вступив в сообщество выпускников, я прочел отзыв, что работа БА чаще всего размыта в компаниях, и, в основном, требуются СА и фулстек-аналитики. И если открыть тот же хедхантер, то часто для системных аналитиков прописывают то, что присутствовало в ходе курса БА. В своем последнем сообщении ментор прислала ссылки на статьи, как пройти собеседование для СА (т. к. это пригождается для БА), и на этом моменте многие из нас взгрустнули. Получилось, что СА и БА настолько идут рука об руку, что, возможно, эти курсы стоило бы объединить.
На мой взгляд, ЯП — это сопровождающе-ознакомительный сервис для самообучения.
Единственное, с чем у меня не возникло проблем во время обучения, так это с сервисом «Пачка». Это хороший аналог телеграм с достаточно дружелюбным интерфейсом. Когда узнал, что это сторонний для Яндекса сервис, который разработали в Петербурге, не удивился.
Самое приятное, что я буду вспоминать еще долгое время — это общение с одногруппниками чаще всего в неофициальных чатах. Мы обсуждали всё - от воспитания детей до стоимости аренды однокомнатной квартиры в Москве. Мы давали советы друг другу касательно выполнения ДЗ, оказывали поддержку, поднимали друг другу настроение. И мне очень повезло с одногруппниками. Мы с ними на одной волне несмотря на то, что среди нас были как 25-летние, так и 45-летние.
Сам же я по окончании курсов не ощущаю себя бизнес-аналитиком и осознаю, как многое мне еще предстоит узнать. И это не синдром самозванца, как уверяет ЯП, это реальная оценка знаний, полученных в ходе обучения. Сама профессия бизнес-аналитика, возможно, уже в самом скором времени отойдет к ИИ. И в недавнем разговоре с коллегами (с юридическим образованием) мы пришли к выводу, что обучаться сейчас стоит тому, что в ближайшее 10-летие не сможет заменить ИИ. Словом, да здравствует ручной труд.
Надеюсь, что мой отзыв поможет вам определиться с подходящим для вас форматом обучений и, возможно, даст ответ на вопрос «почему войти в IT – это не для всех?».
Яндекс-практикум, очевидно, продолжит свое развитие и в скором времени выйдет за рамки IT-тематики.