А детям предстоит работать по профессиям, которых еще нет
Исследования Высшей школы экономики показали, что 2/3 нынешних учеников школ придется трудиться по специальностям, которые сегодня отсутствуют. Например, «правовед-техноэтик». Специалисты говорят, что подобные профессии не являются фантастикой, это реальность ближайшего будущего. При этом около 40% взрослых необходимо уже сегодня переучиваться, в противном случае они могут потерять работу в ближайшие 5 лет. Это ждет примерно 1 000 000 000 человек на нашей планете уже через 6 лет.
Специалисты пришли к такому выводу, после опроса более 4-х сотен ученых в «сфере человеческого потенциала». Везде будет внедряться работа с большим объемом информации. Даже описания профессий похожи на фантастику: геоаналитик, к примеру, который изучает «пространственную информацию». Архитектор мультиоблачных решений - человек, который внедряет и разрабатывает облачные инфраструктуры и стратегии вычислений.
Похожий список содержится в «Атласе профессий» будущего. В нем имеются такие профессии: проповедник в сети, киберисследователь, модератор платформ по общению с государственными органами.
Ключевые факторы успешной адаптации к новому трудовому рынку - обучаемость и цифровизация образования.
Специалисты особенно отмечают, что их исследования затронут тех, кто в 1-й класс пошел 7 лет назад, либо позднее. Поэтому ученикам школы, чтобы работать на новых должностях, надо заниматься развитием «soft skills» с малых лет. Да и высшее образование, считают авторы доклада, от, основных навыков, должно перейти к гибким знаниям, либо мультикомпетенциям, количество которых продолжает увеличиваться. В противном случае, будущие студенты могут не найти работу.
Выходит, что наши учебные заведения, соответствующие современным трендам, развивают реформу «2+2+2», когда на каждой стадии обучения студенты изменяют направление подготовки, в результате получают дипломы в которых две или три специальности. Но, имеются области, в которых необходимо обучаться долго. Школы, в которых процесс цифровизации не пошел, стремятся возвратиться к старым традициям.
- Не совсем согласна с тем, что школы являются отстающими, — заявляет преподаватель и методист А. Гордеева. — Да, электронную технику стало непросто приобретать вследствие санкций, в этом отношении имеется различие между школами. Хотя гибкие навыки развиваются. Это и междисциплинарные предметы, такие как обществоведение, Основы безопасности жизнедеятельности, МХК, обществоведение, факультативные дискуссионные клубы и доклады. Это функциональная грамотность. Зачастую родители недовольны, почему в контрольной по литературе имеются задачи на подсчет определенных величин, а в работах по русскому языку – логическая задача. А это она, «функциональная грамотность», формирующая метапредметность у детей. В школе множество кружков, в нашей, к примеру, их 14, 7 - бесплатные. Множество проектов, самостоятельного моделирования — в нашей школе вообще имеется отдельный урок по проектной деятельности.
- Насчет детей тут особо не стоит переживать, — говорит нейропсихолог С. Борисова. — Дети являются самой адаптивно подвижной группой населения. И профессиональная ориентация не является лишней, это может быть 1 из двух или трех направлений, из которых затем сложиться профессия. Даже если каждый будет иметь несколько различных навыков, какой-то будет преобладать. Я здесь больше переживаю за взрослых. Когнитивные функции у человека начинают ухудшаться после 45 лет, хотя что еще хуже, пропадает когнитивная гибкость, способность приспосабливаться к новому, реагировать на изменение ситуации и адаптироваться. Для того чтобы не потерять эту гибкость, необходимо «учиться» с детства. Хотя даже уже у взрослых когнитивные функции мозга можно неплохо поддерживать, к примеру, с помощью изучения новых языков.