Интернет-технологии делают дистанционное обучение доступным для всех желающих, нужно только выбрать онлайн-курс и приступить к освоению материала под чутким контролем экспертов и кураторов. Методология получения знаний без прямого взаимодействия с преподавателем кажется новой, но в действительности ее начали применять почти 200 лет назад. В далеком 1840 году британец Исаак Питман задумал обучать студентов стенографии с помощью почты. Обычной переписки было достаточно, чтоб передавать учащимся ценные знания и отслеживать их успеваемость. Так Питман стал основателем первой в мире дистанционной системы образования.
Сегодня от многообразия предлагаемых онлайн-курсов разбегаются глаза. Менее 5% пользователей проходят обучение до конца, еще меньше людей систематично использует полученную информацию в дальнейшем. Разберемся, как выбрать онлайн-курс и не пожалеть о принятом решении.
Любой курс направлен на расширение знаний человека, но размытая цель приведет к мало ощутимым результатам. Стремление «прокачаться» в определенном направлении можно назвать драгоценным камнем, которому требуется огранка в виде четких формулировок. Например:
Чем конкретнее задача, тем проще выяснить, какие средства и инструменты нужны для ее реализации. Возможно, понадобится несколько курсов, разделение на подзадачи поменьше. Также в процессе сегментирования цели может выясниться, что часть навыков уже есть. Круг актуальных в конкретной ситуации программ существенно сузится, если правильно сформулировать цели.
Громкие призывы рекламодателей о том, что такой навык нужен всем, останутся пустыми, если человек заранее не видит сценария, где он применяет расхваленный скилл. Поэтому важно заранее разобраться, зачем необходимо обучение, как именно будут применяться полученные знания. Это поможет не рассеивать внимание на «косвенное, но тоже полезное», сосредоточиться на том, что планировалось изначально.
Создатели курсов заинтересованы в том, чтобы привлечь больше клиентов, подтолкнуть к приобретению материалов направления, смежного с выбранным на старте. В расширении кругозора нет ничего плохого, но присутствует риск постоянного перескакивания с одной темы на другую. При этом эффективность изучения каждой сферы будет минимальной, а желание учиться онлайн постепенно совсем отпадет. Четкие формулировки задач помогут избежать подобного сценария и не увлекаться аналитикой данных, если нужно научиться разрабатывать сайты.
Чтобы достичь определенного результата, нужно четко его сформулировать и понять, что мотивирует двигаться к цели. Это внутренние и внешние факторы, которые поддерживают. Они заставляют продолжать учиться даже в те моменты, когда хочется прекратить и все забросить. Дополнительную опору могут давать:
Также важно трезво оценить свои возможности, установить реалистичные сроки достижения результатов. Выбор онлайн курса будет проще, если среди доступных программ рассматривать только подходящие по срокам и графику варианты. Грамотно составленное расписание и конкретизированные сроки финиша обучения помогут активнее продвигаться вперед.
Курсы со свободным графиком подойдут лишь дисциплинированным личностям, у которых есть склонности к самоорганизации, любовь к дедлайнам и опыт получения знаний в дистанционном формате. Также не стоит рассчитывать на очень глубокие знания при выборе программ, для прохождения которых не устанавливаются конкретные сроки.
Когда цель обучения определена, а интересующая тема или профессия выбрана, можно приступить к сравнению предложений на рынке. Главное – не оплачивать первое, что привлекло и попалось под руку. Для начала стоит осмотреть лендинг, оценить его содержательность. Размытые обещания или возможность за короткое время выйти на заоблачную прибыль – первые сигналы для сомнений. По лендингу сразу видно, хочет ли разработчик курса предоставлять подробную информацию потенциальному покупателю.
Чем больше четких данных, тем выше должно быть доверие к курсу. Подробнее на разных аспектах остановимся дальше, пока отметим, как положительный показатель наличие на обложке информации о:
Кроме подробного описания программы на обложке часто размещают информацию о доступности материалов после завершения обучения. Самый выгодный вариант – когда кроме текущей информации пользователю дается доступ к обновлениям. Тогда студент сможет получать актуальные знания, работать со свежими данными.
Если преподаватели работают с группой, то на лендинге могут указать, как одногруппники общаются между собой. Часто кураторы создают отдельный чат для обучающихся. Это дает возможность обмениваться идеями и опытом, совместно искать решения задач, а также находить друзей по интересам. Эксперты и кураторы дают много полезной информации, но совместные размышления часто приводят студентов к интересным выводам и даже открытиям, к которым сложно прийти самостоятельно.
Сравнение курсов разных разработчиков позволит сориентироваться по среднерыночной стоимости предложений по конкретной теме. Слишком заниженная или завышенная цена должна насторожить. Если изначально просят мало, возможно после стартовой оплаты потребуют дополнительные обязательные взносы.
Сразу отбрасывать идею приобретения курса стоит в случае, если самым крупным шрифтом на странице указан номер карты преподавателя, а рядом с ним фигурирует призыв оплатить обучение как можно скорее. Добросовестные образовательные проекты не размещают подобной информации, кроме того, предлагают разные способы оплаты и гарантию возврата средств, если обучение не понравилось.
Если у выпускников курса есть успешные проекты – вряд ли их будут скрывать. Стоит внимательно рассмотреть их работы и понять, к каким результатам можно прийти при усердном обучении. Важно учесть, что показывают только лучшее, по сути, максимум того, что достижимо при прохождении курса. Если подобной информации на лендинге не указано – стоит запросить реальные примеры у менеджера.
На рынке представлены онлайн-курсы с различной формой подачи материала. Технологический прогресс дает возможность тестировать разные методики, экспериментировать, преподносить информацию в разных стилях, от типовых статей и тестов, до VR-инструментов. Все типы обучения можно условно разделить на три формата:
Обычно на лендинге курса указывают, какой формат обучения предусмотрен для прохождения конкретной программы. Если сложно найти эту информацию – это подозрительно, но не критично. Можно связаться с менеджером и уточнить, как все будет происходить. Исчерпывающий детализированный ответ – повод доверять и присмотреться к курсу.
Коммуникация с преподавателем в прямом эфире дает возможность глубже узнать интересующую тему, разобраться с нюансами, уточнять подробности. Это влияет на качество освоения материала, но требует большей отдачи со стороны студента. Обучение по фиксированному графику менее гибкое, нужно подстраиваться и менять расписание под вебинары. Такой формат подходит для масштабных целей:
Чем глобальнее планы, тем больше времени уходит на их реализацию. Перед тем, как выбрать онлайн-курс с синхронным форматом обучения, нужно убедиться, что возможностей и моральных сил достаточно для адаптации личного расписания на нужный период. Но если мотивация начнет угасать – можно рассчитывать на поддержку кураторов и других экспертов. Этот вариант идеально подходит для людей, которым важны социальные факторы, постоянная поддержка и сторонний контроль.
Онлайн-курс с асинхронным стилем обучения предполагает полную свободу графика. Пользователю предоставляется доступ к информационным материалам, которые уже записаны заранее. Заниматься можно в любое удобное время. Преимущество состоит в том, что обучение легче встроить в свой повседневный режим. Но без навыков тайм-менеджмента учебу легко совсем забросить, каждый раз откладывая урок на потом.
Систематизированные материалы позволяют освоить тему глубже, чем при самостоятельном поиске информации, однако существенно повысить уровень знаний будет сложно. Асинхронный формат дает возможность лишь провести апгрейд навыков или ознакомиться с новым направлением. Многие школы предлагают смешанное обучение, при котором ученик регулярно общается с экспертами, а также выделяет время на самостоятельную работу в удобное для него время. Такой вариант предполагает частичный контроль кураторов за прогрессом и совмещает преимущества двух ранее устоявшихся форматов.
Многие популярные школы обучают студентов на специальной платформе LMS – системе менеджмента обучения. Используя ее, ученики изучают видео, общаются с преподавателями и кураторами, выполняют домашние задания и практические работы. Необходимо заранее убедиться, что взаимодействовать с платформой удобно. Хорошо, если есть возможность зарегистрироваться и выполнить типовые действия:
Сложности с регистрацией, воспроизведением роликов и другими простыми процессами сразу должны насторожить. Ведь если до покупки ощущаются отталкивающие факторы, то вряд ли ситуация существенно изменится после оплаты. Также стоит присмотреться, нет ли в зоне обозрения руководства по работе с платформой. Возможно, там четко и доходчиво все поясняется, а возникшие неудобства были просто симптомом столкновения с неизвестным ранее интерфейсом
Заранее стоит узнать график работы технической поддержки и темп обработки обращений. Сложности со входом, открытием определенных страниц, загрузкой тестов и прочими важными аспектами настигают в самый неудобный момент. Если среди ночи или за короткое время до дедлайна нет возможности решить неудобства, то обучение может оказаться сорванным. Поэтому важно понимать:
В идеале готовность решить запрос должна быть круглосуточной. Если на лендинге подробно описаны рабочие часы специалистов, выходные и перерывы – значит рассчитывать на оперативное устранение неудобств не приходится. Когда курс асинхронный и есть возможность подождать – аспект техподдержки не окажется критическим. Но синхронный стиль обучения требует постоянной поддержки, уверенности в быстром решении нестандартных ситуаций, спровоцированных, в том числе спешкой и волнением.
Когда предполагается изучение программного обеспечения и запуск разнообразных приложений, нужно заранее разузнать технические требования к устройству ученика. О пожеланиях относительно оперативной памяти компьютера, операционной системы и других факторах лучше знать предварительно. Многие школы предлагают работу на эмуляторах, уже встроенных в платформу, но не стоит надеяться на такой сценарий, если о нем явно не говорят. В разговоре с менеджером целесообразно уточнить, на каких устройствах можно проходить обучение по конкретной программе и есть ли специфические требования к компьютеру либо иным гаджетам.
Качество обучения во многом зависит от преподавателя, его умения подать информацию, рассказать и заинтересовать. Перед тем, как выбирать онлайн курс, важно убедиться в экспертности человека, который будет пояснять все тонкости темы. Самый простой способ узнать информацию о человеке – ввести его имя в строку поисковой системы. Банальное действие поможет понять, есть ли у предполагаемого гуру опыт успешного ведения проектов и реализации тех навыков, о которых он намерен рассказывать. Целесообразно присмотреться к таким моментам:видеозаписи с выступлениями преподавателя;
Также полезно попробовать пообщаться лично, например, в социальных сетях. Хорошо, если эксперт не ограничивается теорией, а применяет свои знания на практике. Опыт работы в крупных компаниях также должен учитываться, но здесь нужна осторожность: недобросовестные школы могут брать в качестве преподавателей неопытных людей, которые сумели устроиться на незаметную должность в большой известной фирме. Важно не попасться на уловку и концентрироваться именно на личности эксперта, его персональных заслугах. Руководитель отдела в компании среднего размера может поведать намного больше, чем стажер в фирме с громким именем.
Многочисленные акселераторы помогают продавать разные информационные продукты. Новички, едва попробовавшие себя в каком-то бизнесе и узнавшие запах первой прибыли, спешат переключиться на продажу собственных уникальных курсов по быстрому достижению прибыли. При этом намерения у них иногда чистые, но объем знаний и опыта весьма скромный. Чтобы оградить себя от подобных персонажей, нужно немного изучить историю карьерного роста преподавателя, разобраться, как долго он увлечен темой. Ничто не может заменить ценность опыта, с которым формируется понимание:
Если на курсе предполагается работа с несколькими преподавателями, то можно изучить бэкграунд каждого или рандомно выбрать одного-двух. Это поможет получить более полное представление о том, чего ожидать на курсе, интересно ли будет слушать спикеров, и есть ли одна волна настроения у потенциального студента и преподавателя. Досконально знающий тему специалист не только расскажет, когда и как действовать, но также уточнит, почему предложенный алгоритм оптимален. Он научит самостоятельно мыслить без шаблонов.
Главный двигатель любого курса – программа. Она должна быть открытой и подробной. Часто компании предлагают скачать отдельный файл, где детализировано описаны блоки обучения. Эту информацию полезно знать перед принятием решения о покупке курса. Если тема для учащегося совсем новая, можно на сайтах по поиску работы найти несколько соответствующих вакансий и сравнить требования работодателя с пунктами программы. Также среди приоритетных факторов:
Если на странице курса не предлагают изучить программу – обязательно нужно запросить ее у менеджера. Категорический отказ нельзя однозначно воспринимать как развод, возможно именно в это время программу кардинально меняют и совершенствуют. Лучше немного подождать и позже вернуться к курсу, подать менеджеру повторный запрос.
Важный критерий каждой программы – соответствие предложенных материалов уровню знаний ученика. Посмотрите, для кого разработан курс и проанализируйте, входите ли в целевую аудиторию. Поводом для сомнений может стать обещание прокачать всех сразу, от новичка до профессионала. Обычно учащихся сегментируют, чтобы продвинутым не было скучно на одном уроке с аматорами.
На каждом уровне ученикам могут выставлять определенные требования по опыту и объему знаний. Если попасть на урок для пользователей нужного уровня, то можно эффективно прокачаться, получить новую информацию и навыки без лишних затрат времени. В противном случае продуктивность обучения снизится к минимуму. На занятиях будет либо сложно и непонятно, либо скучно и тоскливо.
Заранее у менеджера стоит уточнить, кто составлял программу. Если ее составлял эксперт, который трудится только над одним курсом – это нормально. Однако, когда курсов много, то систематизировать информацию в них должны не носители знаний и опыта, а методисты. Они владеют искусством структурирования данных и образовательного опыта, поэтому могут сформировать программы, которые легко и комфортно осваивать. Остается только подобрать студентов с подходящим базисом и преподнести им информацию с помощью экспертов, знающих тему вдоль и поперек.
Выбор онлайн курса также зависит от комфорта и увлекательности образовательного процесса. Теоретического понимания того, что есть в программе и на кого она рассчитана недостаточно для принятия решений. Рекламодателям было бы очень легко привлечь клиентов несколькими яркими фразами, соответствующими фантазиям и ожиданиям человека, жаждущего учиться. Но такая схема не срабатывает благодаря осторожности и внимательности пользователей. Когда есть возможность получить больше еще до оплаты курса – стоит ею воспользоваться и взять все доступное.
Бесплатная часть обучающего материала поможет погрузиться в образовательный процесс, посмаковать его и сделать предварительную оценку. Важными аргументами в пользу покупки материалов будут:
Если же вместо описанных пунктов приходится слушать громкие, но ничем не подкрепленные обещания, лучше отказаться от такого курса. Иногда пробную бесплатную часть на сайт не выкладывают, хотя она есть. Это объясняется неумением некоторых экспертов продавать. Насторожить подобное может только в случае покупки курса по продажам. А крутому программисту или кулинару можно простить такую оплошность и запросить курс у менеджера.
Виртуозно поданная теория будет очень мало весить без подкрепления знаний на практике. Поэтому необходимо присмотреться к домашним заданиям, алгоритму их выполнения и проверки. Занятия будут продуктивнее, если каждый раз:
В некоторых платформах можно выполнять несложные задания с автоматической проверкой. Это лучше, чем полное отсутствие практики, но если есть возможность выбрать онлайн-курс, предусматривающий живую обратную связь, то лучше остановиться именно на таком варианте.
Типовыми домашними заданиями сложно впечатлить работодателя, а реальный кейс в портфолио будет ярким доказательством того, что полученные знания грамотно применяются на практике. Если курс предусматривает работу над итоговым проектом, нужно максимально подробно узнать, как разработчики программы видят этот процесс. Среди прочего стоит уточнить:
Также на некоторых курсах дают право предлагать свой проект. Тогда его идею можно обсудить с текущим работодателем и сразу трудиться над тем, что будет использоваться в перспективе. Итоговую работу не стоит воспринимать только как пункт для портфолио. Это также возможность применить знания и прокачать навыки на реальном кейсе, чтобы увереннее приступать к следующим реальным задачам.
После завершения курса в подавляющем большинстве случаев можно получить диплом либо сертификат. Стоит заранее разобраться, что будет подтверждать выданный документ и насколько он важен в конкретном случае. Независимо от сферы и направления все курсы можно условно разделить на:
аккредитованные и проверенные государственными органами;
неаккредитованные, у которых нет подтверждения качества обучения.
Если центр или школа имеют аккредитацию госорганов или различных профессиональных структур, то они придерживаются определенных стандартов в обучении. Прошедший программу студент получает корочку, подтверждающую определенный уровень приобретенных знаний и навыков. Этот документ будет увесистым аргументом для работодателя, важным дополнением резюме. Отсутствие аккредитации свидетельствует о том, что программу обучения не подстраивали под государственные стандарты. Это не дает возможности сразу судить о качестве материалов или их изложения учащимся, но снижает ценность сертификата как подтверждающего документа. Диплом становится просто напоминанием о прохождении интересного (или не очень) курса.
Полностью отказываться от неаккредитованного обучения не нужно. Часто новички в образовательной сфере более кропотливо работают над своими программами, чем гиганты рынка, которые наловчились штамповать программы обучения, соответствующие шаблонам. Если в приоритете только знания – рассматривать можно любые предложения, не акцентируя внимания на сертификат. В некоторых ситуациях лучше отсеять программы, в которых громко и торжественно создатели не говорят о дипломе государственного образца. Например, это может быть принципиально когда:
Важно понимать, что сертификат аккредитованной компании не станет гарантией трудоустройства или быстрого продвижения по карьерной лестнице. Результат зависит скорее от упорства ученика, и его стремления изучить тему. Но подтверждение знаний солидным сертификатом будет дополнительным бонусом, который выделит резюме претендента на желаемую позицию.
По тому, как о компании отзываются бывшие студенты, можно узнать много полезной информации. Отзывы важно изучать тщательно и скрупулезно. На лендинге курса обычно размещают положительные отклики, которые представляют посетителю все с лучшей стороны. Чтобы увидеть объективную картину, нужно поискать отклики на сторонних ресурсах:
Отрицательные отклики – не повод сразу закрывать окно с образовательной программой. Позитивные – не аргумент для мгновенной оплаты полной стоимости курса. Важно анализировать содержательность отзывов и смотреть, на какие моменты выставляют акценты бывшие студенты. Хваленая харизма преподавателя может быть признаком низкой компетентности, которую человек компенсирует яркой подачей.
Короткие положительные отзывы дают мало данных для оценки, их можно брать во внимание лишь частично. Если попадается несколько одинаковых отрицательных мнений, то стоит проверить, не под одним ли ником их писали. Возможно, кто-то остался недоволен и захотел оставить сразу много минусов. А подробное описание преимуществ и последующих достижений заслуживает пристального изучения. Здесь важна каждая деталь. Также стоит всматриваться, какие неудобства описывают в положительных отзывах, что не понравилось тем, кто в целом остался доволен.
Честность и искренность любых отзывов в сети всегда вызывает сомнения. На эмоциях, за деньги или просто под настроение пользователь может вступить в дискуссию и настойчиво отстаивать сиюминутное мнение, мало чем подкрепленное. Но есть факторы, которые дают повод задуматься о целесообразности дальнейшего взаимодействия со школой. Среди них:
Если разные студенты в разное время жалуются на идентичные проблемы – значит в школе не устраняют прорехи и не стараются усовершенствовать процессы. Продажа устаревшей информации также сигнализирует о нежелании обновляться, даже в направлении обучающих материалов. Если компания отказывается возвращать средства – это свидетельствует либо о недавнем пребывании на рынке, либо о недобросовестности бренда. Совсем без ответов отзывы оставляют только те, кому безразлична своя репутация, а для онлайн-школы такая позиция странная. А если всюду размещены только положительные отклики, то, возможно, остальные аккуратно удаляются.
Иногда высказанный негатив не дает информации о качестве онлайн-курса. Так возмущения относительно чрезмерной или недостаточной интенсивности свидетельствуют о неумении человека распределить нагрузку, трезво оценить свои силы. Неудобный график также относится к субъективным моментам. Критические высказывания без конструктива могут быть отставлены конкурентами.
Вложения средств в самообразование всегда актуально, если они продуманы. Тратить деньги на каждый предложенный курс не стоит. Кратковременное снижение цены, после которого уникальные материалы станут в несколько раз дороже – важный повод засомневаться. Особенно если платформа малоизвестная и раньше о создателе курса слышать не приходилось. Низкую или высокую стоимость нельзя напрямую связывать с качеством обучения, но решение об оплате не должно быть импульсивным. Часто рекламодатели делают ставку на первое впечатление пользователя, мотивируют быстрее купить ценный курс. Чтобы не попасться на уловку и избежать приобретения пустышки, стоит тщательно взвесить решение.
Также целесообразно проверить, нельзя ли получить аналогичные материалы дешевле. Недобросовестные люди иногда перепродают малоинформативный контент, или информацию, которую найти в интернете и на видеохостингах бесплатно. Поэтому важно сравнивать курсы, выделять время на изучение предложений. Хорошо, если есть возможность связаться с менеджером и задать уточняющие вопросы относительно:
Некоторые компании стремятся пополнить свою базу контактов и дают индивидуальные типовые предложения для тех, кто готов указать свою электронную почту или номер телефона для последующей коммуникации с менеджером. Не стоит игнорировать возможность получения дополнительной скидки. Единственный момент – кроме скидки могут предложить дополнительные смежные курсы. Здесь должно сработать правило концентрации на первоначальной цели.
Когда обучение начинается, важно минимизировать расходы, не покупать лишнего. Если хочется что-то попробовать позже – дополнительные материалы можно приобрести потом, когда главная миссия выполнена. Также стоит учитывать зависимость стоимости курса от формата обучения – синхронное или смешанное прохождение программы обычно дороже асинхронного. Если есть прямая связь с преподавателями или кураторами – их рабочее время нужно оплачивать.
Финансовые возможности нужно оценивать реалистично. Когда общая сумма кажется большой, то разделение оплаты на части лишь распределит нагрузку на бюджет, но не уменьшит ее. Не нужно делать стартовых взносов, если нет уверенности в полной оплате, даже частями. Перспектива скорого трудоустройства на должность с высокой зарплатой может браться во внимание только в том случае, если она подкреплена личными обещаниями работодателя.
Пройденный частично курс, который нет возможности оплатить полностью, ничуть не укрепит мотивацию к развитию в выбранном направлении. Зато если полностью пройти программу без чрезмерной растраты финансовых запасов, получить опыт решения разных кейсов и сертификат, то вероятность карьерного роста сильно повысится. Настроение и мотивация позволят двигаться вперед уверенно, даже если не слишком большими шагами.
Разнообразие дистанционных обучающих программ вдохновляет больше учиться и скрупулезнее рассматривать каждое предложение. Если планируете выбрать онлайн-курс, для начала четко сформулируйте цели и разберитесь почему и насколько глубоко хотите изучить то или иное направление. Тогда появится понимание, какие программы подойдут в конкретной ситуации, необходимо ли активное обучение в синхронном формате, или можно обойтись асинхронным вариантом.
Также важно оценить качество платформы, целостность обучающей программы, квалификацию преподавателя и общую стилистику образовательного процесса. Еще стоит уделить внимание качеству сертификатов о прохождении программы, присмотреться к отзывам и проанализировать финансовую доступность курса. Тщательный выбор онлайн-курса станет залогом эффективного обучения и последующего активного применения полученных навыков.